» » Наталья АЛТУНИНА: НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ

Наталья АЛТУНИНА: НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ

8 марта 2022 года нашей коллеге Наталье АЛТУНИНОЙ – поэту, журналисту, редактору, исследователю и популяризатору истории Железногорска исполнилось бы 70 лет. Наталья Евгеньевна ушла из жизни до обидного рано – 16 марта 2018-го, когда ей только-только исполнилось 66. Но её не очень долгий, полный житейских испытаний жизненный путь оказался таким насыщенным и ярким, что был бы впору не одному, а нескольким людям.

Окидывать взором наследие Натальи Алтуниной – всё равно что пытаться объять необъятное. Ибо по творческой продуктивности, могучей экспрессии и фанатичной преданности профессии среди железногорской пишущей братии вровень с ней так никто и не встал – ни до, ни после её ухода.

Особенно остро её отсутствие чувствуется сейчас, когда всем нам так не хватает уверенности в завтрашнем дне. Большая, деятельная, своенравная, энциклопедически подкованная Алтунина эту уверенность излучала сама, транслируя в мир незыблемую истину: в жизни столько интересного, что она просто не может закончиться! Сегодня мы вновь перелистываем страницы биографии Натальи Евгеньевны, чтобы еще раз убедиться в том, как она была права.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

В Красноярск-26 двадцатилетняя Наталья приехала в декабре 1972-го, вслед за мужем, Леонидом Таубе, получившим направление на ГХК. А в январе 1973-го уже стала внештатным корреспондентом городского радио. Для единственного в то время СМИ закрытого города её появление стало находкой: в журналистике Наташа Таубе была далеко не новичком.

В 2012 году литературный альманах «Новый Енисейский литератор» опубликовал очерк с творческим портретом поэтессы. Там, помимо достижений взрослой жизни, был экскурс в детство. Он-то и проливал свет на то, откуда взялась тяга к художественному слову.
«Единственный ребёнок в семье, Ната иногда оставалась дома одна, а нянькой было радио, – повествует очерк. – Приёмник пел песни, рассказывал сказки, говорил разными голосами. Под звуки радиопередач случалось засыпать, но с радио ещё можно было и разговаривать: разучивать детские стихи, становиться участницей радиоспектаклей и выполнять задания передачи «Угадайка» – рисовать, лепить, отгадывать загадки, играть в «складушки» (подбирать рифмы к словам). Лет в пять рисунки с корявыми подписями-складушками попали в редакцию «Угадайки». Так на Всесоюзном радио состоялся неожиданный поэтический дебют…
 
В школе Натальины опыты по части поэзии и прозы не оставили без внимания учителя и журналисты городской газеты небольшого уральского городка Златоуста Челябинской области. Трижды она становилась победительницей городских литературных конкурсов школьников в номинациях «Поэзия», «Проза», «Художественные переводы на русский язык». Участвовала в областных литературных семинарах, которые ежегодно проводились на базе филологического факультета пединститута Челябинска.
 
Единственное, в чём тогда не смогли помочь старшекласснице, – подсказать, как правильно работать со стихами, которые она начала писать на немецком языке. Ведь Наташа Алтунина училась в специализированной школе с преподаванием ряда предметов на немецком. Консультантом в этом вопросе почти на четверть века стал для неё преподаватель немецкой литературы Генрих Эпп. Генрих Генрихович сочинял стихи и прозу, публиковался в немецкоязычной газете СССР и газетах ГДР и поддерживал добрые отношения со своей ученицей и после ее переезда в Красноярск-26. 

В 1972 году у Натальи Алтуниной, учившейся на заочном отделении факультета журналистики Уральского госуниверситета и имевшей опыт работы в многотиражках и на радио, уже были в багаже поэтические публикации в газетах Урала. В 1971-м она побывала в Москве по приглашению журнала «Сельская молодёжь», проводившего поэтический конкурс «Серебряное перо» и шефствовавшего над молодыми авторами. 

Её опекали поэт и литературный переводчик с французского Бронислав Горб и корреспондент журнала «Комсомольская жизнь» Жанна Гречуха. Они присылали учебные программы по изучению основ стихосложения, в режиме переписки проверяли выполнение «домашних заданий». В рамках поездки по уральскому региону для поддержки молодых авторов осенью 1972 года они приезжали в Златоуст, где провели недельный мастер-класс для участников литобъединения при местной газете. Для Наташи Бронислав и Жанна привезли рекомендации для поступления в Литературный институт имени Горького. В те времена учиться одновременно в двух вузах не разрешалось, а отказываться от журналистики Наталья не хотела. К тому же она только-только вышла замуж и готовилась ехать к мужу в Сибирь...»

О несостоявшемся «романе» с Литинститутом Алтунина, впоследствии окончившая Кемеровский институт культуры, будет жалеть всю жизнь. Но судьба компенсирует ей эту потерю, назначив одной из самых ярких звёзд журналистики Железногорска, собирательницей поэзии закрытых «атомных» городов и личностью, о которой говорят.

СВОЯ КОЛЕЯ

Красноярск-26 для Натальи Алтуниной быстро стал родным и знакомым. В семидесятые город активно застраивался, общественная, спортивная, культурная жизнь здесь кипела и развивалась. Всё это требовало отражения в новостных репортажах и очерках. И коммуникабельная любознательная Наталья старалась быть в гуще событий, курсируя по стройобъектам, слётам, репетициям и собраниям. Её доскональное знание основ городской жизни, знакомство и дружеские связи со многими известными железногорцами, так поражавшие всех в период расцвета ее журналистской карьеры, были родом из ее беспокойной и дерзкой молодости, стремившейся узнать всё на свете и рассказать об этом миру.

Еще одним местом силы для Натальи стал городской парк культуры и отдыха. Энергичную, увлеченную Наташу Таубе директор ПКиО принял в свою команду сразу и безоговорочно. Анатолий Антонович Буланов видел в ней единомышленницу, способную поддержать его новаторские идеи по развитию культурно-массовой работы в парке, и Наталья эту эстафету с удовольствием подхватила.

Её литературный талант получил широчайшее поле для самовыражения. Из-под пера культорганизатора, методиста, а затем и заведующей детским сектором парка Алтуниной вышли десятки сценариев праздников, конкурсов, творческих встреч для малышни и старшеклассников. Что важно – все свои придумки и замыслы автор сама же успешно воплощала в жизнь, выступая в роли конферансье, массовика-затейника, организатора массовых мероприятий и даже актрисы. Школьники восьмидесятых, приходившие на новогодние утренники в танцевально-концертный зал, помнят Наталью Евгеньевну неподражаемой Зимушкой-Зимой и Вьюгой-Холодюгой.

ГОРОД. ИСТОРИЯ. ЛЮДИ

С появлением в Железногорске первого печатного СМИ и музея истории города – ровесников, открытых в 1988-м, – жизнь Натальи Алтуниной сделала новый поворот. Газета «Город и горожане» и музей стали для неё «точками сборки» – на тридцать лет вперед. Причем границы этих расширяющихся точек время от времени налагались друг на друга.

В «ГиГе» из-под пера журналиста Алтуниной вышли десятки, если не сотни статей, которые и сегодня сделают честь любому серьезному изданию. Среди них были безусловные шедевры, как материал о судьбе поэтессы Лиры Абдуллиной, за который Наталью Евгеньевну признали лучшим очеркистом Красноярского края на краевом конкурсе Союза журналистов России. И масса крепких, увлекательных, вкусно написанных историй – об исследователях феномена Тунгусского метеорита, первопроходцах секретной стройки «почтовый ящик №9», ветеранах войны и труда, первых мотогонщиках Красноярска-26, о театральной среде 1960-х, о турклубах, археологических находках, пионерских лагерях, бардах, истории городского парка... И прочая, и прочая.

В Музейно-выставочном центре научный сотрудник Алтунина приложила руку к целому ряду поисковых, исследовательских, публицистических и творческих проектов. Она собирала под своим крылом участников комсомольского десанта 1956 года, старожилов города, ветеранов строительства, образования, культуры, проводила вечера воспоминаний, фиксировала исторические свидетельства, принимала для фондов МВЦ редкие документы и фотографии. Под редакцией Натальи Евгеньевны вышли в свет несколько книг и статей летописца Железногорска С.П. Кучина, а после смерти Сергея Павловича она выступила одним из инициаторов и организаторов научно-практической конференции «Кучинские чтения».

Что говорить, даром объединять – людей, публикации, стихи – Наталья Евгеньевна владела в совершенстве. В 1994 году именно она возглавила проект «Совершенно открыто» по изданию журнала о закрытых городах Минатома России. В дружественных «почтовых ящиках» Алтунину знали и уважали – благодаря своей неуёмной энергии она побывала во многих из них, наработав там крепкие связи на годы вперед. Неудивительно, что в 1999-м именно Наталья Евгеньевна стала главным редактором сборника «Антология поэзии закрытых городов» – проекта, с ее легкой руки получившего долгую жизнь и выдержавшего уже три издания.

Неутомимая Алтунина взяла на себя обязанность главного консультанта и члена редколлегии антологии детских стихов Железногорска «Я в этом городе рождён» (2000), а также выступила идейным вдохновителем и составителем серии сборников городских авторов: «Гостинец» (2006), «На Прижиме» (2009), «Город. История. Люди» (2010), «Мы из Девятки» и «Мы из Девятки. Память» (2015). В 2012-м в соавторстве с ветераном городского здравоохранения, хирургом Леонидом Дергуновым она написала книгу «Посвящаем себя медицине» – поистине титанический труд о 60-летней истории Клинической больницы №51 ФМБА России.

Семнадцать лет, с 2000 года, Наталья Алтунина руководила городским консультативным литературным объединением «Слово» при Музейно-выставочном центре. Работала с начинающими авторами, проводила поэтические вечера и литературные встречи, презентации новых книг. 

В теории и практике стихосложения она тоже была докой: на литературном счету члена Союза журналистов России Алтуниной было четыре собственных сборника стихов: «Я люблю» (1995), «Не могу без тебя» (1998), «Рябиновый свет» (2002), «Цикл дракона» (2012). Стихи Натальи Евгеньевны печатались во многих газетах и журналах Урала и Сибири, в коллективных сборниках красноярских издательств, звучали по краевому и городскому радио. Более сорока стихотворений положены на музыку авторами Железногорска, Зеленогорска, Улан-Удэ, Озёрска. В соавторстве с разными композиторами на стихи поэтессы создавались песни для спектаклей железногорских театров кукол «Золотой ключик» и «Теремок».

Общаться, работать и дружить с Натальей Алтуниной было ой как непросто – репутация «дамы с характером» за ней закрепилась всерьез и надолго. Недуги, с которыми она стойко боролась много лет, мягкости тоже не добавляли – с 2005 года Наталья Евгеньевна жила с инвалидностью второй группы. Однако её авторитет, как в литературном кругу, так и за его пределами был непререкаем. Те, кто был рядом, знали: крутой нрав и взрывная реакция проистекают от искренности души. Наталья Алтунина была НАСТОЯЩЕЙ, и это в ней подкупало более всего.

ПОД КРЫЛОМ МУЗЫ ВДОХНОВЕНИЯ

Творчество Натальи Алтуниной не раз получало достойную оценку на самом высоком уровне. Она была многократным лауреатом и дипломантом городских, краевых и региональных конкурсов в области журналистики, поэтического и литературного творчества, общественной деятельности. В Железногорске Наталья Евгеньевна дважды, в 2007 и 2009 годах, признавалась лучшим журналистом, пишущем о театре. В 2010 году ей был присужден приз городского конкурса «Муза Вдохновения» – за цикл публикаций о культуре ЗАТО. В 2015-м журналисту Алтуниной вручили медаль «За пропаганду спасательного дела», и это стало еще одним маркером общественной значимости её творчества.

В декабре 2017 года учёный секретарь МВЦ Наталья Алтунина стала лауреатом краевого конкурса «За личный вклад в сохранение и развитие культуры Красноярского края». А через три месяца её не стало...

В Железногорске Наталья Евгеньевна прожила 45 лет. И каждый год в летописи города отмечен её репортажами, очерками, стихами, выходом новой книги или громким проектом. О такой творческой биографии мечтают многие, но вписываются в нее единицы. Те, кто не ждет озарения, а движется ему навстречу – борется, ищет, находит и не сдается. У Натальи Алтуниной для свидания с её Музой был именно такой маршрут.

Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.

#Музей_Железногорска#КультурныйЖелезногорск#ТерриторияКультурыРосатома#КультураКрасноярья

Внештатный корреспондент городского радио Красноярска-26 Наталья Таубе берет интервью у строителей Красноярского завода автоприцепов.
Сосновоборск, 1970-е годы
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Корреспондент Наталья Таубе в редакции городского радио.
Красноярск-26, 1970-е годы
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

В клубе «Спутник» парка культуры и отдыха идёт заседание городского молодёжного клуба «Искатель». Красноярск-26, 1976 год.
В кадре – худрук ПКиО имени Кирова Александр Кузнецов, методист парка Наталья Алтунина и работник ГХК Александр Годанов.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Зав. детским сектором ПКиО имени Кирова Наталья Алтунина на летней эстраде проводит встречу дошколят с артистами Театра кукол «Золотой ключик», 1980-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Наталья Алтунина в роли Зимушки-Зимы на новогоднем утреннике в Танцевально-концертном зале, 1980-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Наталья Алтунина выступает на презентации книги С.П. Кучина «Всё начинается с проекта» об истории Красноярского отделения ВНИПИЭТ – как редактор издания, 1998 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Научный сотрудник МВЦ Наталья Алтунина на творческой встрече с Народным художником России Тойво Ряннелем. Железногорск, 13 июля 2007 года
В 2004-м Наталья Евгеньевна написала предисловие к сборнику стихов Т.В. Ряннеля «По перламутру белых рос».
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Наталья Алтунина проводит литературную встречу в Музейно-выставочном центре Железногорска, 2012 год.
Свои стихи читают медики Клинической больницы №51 – врач-эндоскопист Дмитрий Винокуров и врач-анестезиолог Борис Аверьянов.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Учёный секретарь МВЦ Наталья Алтунина и доктор исторических наук, профессор КрасГАУ Григорий Реут на I научно-практической конференции «Кучинские чтения», 2015 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Наталья Алтунина на встрече литобъединения «Слово» читает стихи железногорской поэтессы Нины Гурьевой, 2017 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Наталья Алтунина проводит для школьников встречу с руководителем кружка мягкой игрушки «Котик-Мурлотик» Надеждой Шабуниной из Центра реабилитации инвалидов, 2013 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат