» » Александра ТРУСОВА: КОМСОМОЛЬСКАЯ СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ #Встречай_добровольцев_Сибирь

Александра ТРУСОВА: КОМСОМОЛЬСКАЯ СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ #Встречай_добровольцев_Сибирь

Наш сегодняшний рассказ – о времени, когда молодежь была бескорыстна и легка на подъём, а руководитель большой стройки мог запросто прийти на свадьбу каменщицы и монтажника.

В 2006 году, к 50-летию прибытия московского десанта добровольцев на строительство Красноярска-26, ветеран Научно-производственного объединения прикладной механики Александра Андреевна ТРУСОВА передала в музейные фонды семейную реликвию – чайную ложечку. 

Набор серебряных ложек был свадебным подарком, который молодоженам Шурочке и Юрию Трусовым в марте 1959-го лично вручил полковник Пётр Штефан – начальник Управления строительства п/я 9. 

Раритет занял своё место в коллекции экспонатов, связанных с историей становления Железногорска, а воспоминания его хозяйки пополнили собрание историй комсомольцев-добровольцев, строивших закрытый город.

ЗДРАВСТВУЙ, ПРОСТОР ШИРОКИЙ,
ВЕСНУ И МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧАЙ СВОЮ!

– В райкоме ВЛКСМ Кировского района Москвы, ку­да мы с подругой Леной Клочковой пришли по призыву отправиться на стройки страны, мы оказались в растерянности – куда ехать? Выбор трудный: Владивосток, Норильск, Красноярск. Манило на север в Норильск, туда поехали многие наши заводчане. Хотелось во Владивосток – соблазнял океан. А секретарь райкома Геннадий Сазонов порекомендовал стройку под Красноярском: «Девчата, не пожалеете. Городок небольшой, уже со всеми удобствами. Прекрасная природа, все условия для молодежи. И строительство атомной электростанции!»

Проводы на Ярославском вокзале были шумными и веселыми. Смех, поцелуи, напутствия... В Красноярск мы прибыли во второй половине дня. Пока ехали в автобусах, смотрели во все глаза – когда же тайга, о которой нам рассказывали?

Привезли нас в четвертый район, расселили в двухэтажных восьмиквартирных домах со всеми удобствами. Тогда поселок Подгорный только начинал строить­ся, кругом была непроходимая тайга. Вот тогда-то мы и соприкоснулись с дикой природой. Красота неописуемая!

На следующее утро нас собрали в клубе – записывайтесь в бригаду по выбору, приобретайте любую строительную профессию! Я и несколько девушек захотели стать каменщицами. Каждый день за нами приезжали автобусы и увозили в город. На­ша ученическая бригада строила общежитие по Свердлова, 44. Инструктором был Леонид Демешко. Мы все были немножечко влюблены в спокойного тактичного Леню. Бригада наша состояла, в основном, из девчат: Нина Аникейчик, Майя Панфилова, Нина Юдина, Неля Рукавишникова, Шура Конькова и я. Леонид относился к нам ровно, никого не выделяя. После учебного периода нас закрепили за бригадой Оськи­на, строили большой угловой дом по Ленина, 51 и музыкальную школу имени Мусоргского.

В ПЛЯСКЕ НОГИ ХОДЯТ САМИ, САМИ ПРОСЯТСЯ!
И НАД НАМИ СОЛОВЬЯМИ ПЕСНИ НОСЯТСЯ!

– В четвертом районе мы прожили до осени. Потом нас переселили в общежитие на Парковую 20, а в дальнейшем жили по Ленина, 45. В свободное от работы время мы не скучали. В городе бы­ли все условия, чтобы можно было занять себя. Кто хотел, продолжал учебу в вечерней школе. Многие увлекались спортом. Город­ской стадион всегда был полон зрителей. А как мы любили ходить в кинотеатры – в «Родину» и в «Спартак»! На втором этаже там работали буфеты, а в фойе проводились танцевальные вечера и балы.
Мы тогда работали на участке №2 у майора Павла Ивановича Коромыслова, в полку Озиранского. Солдаты пригласили нас, девчат, в ротную самодеятельность. Создали хор, нашлись солисты, чтецы. Но вот танцоров не хватало. А в городе уже блистал ансамбль песни и пляски военных строителей. Нужно было не отставать! 

Наш руководитель, сержант Витя, обратился за помощью к ба­летмейстеру ансамбля Анатолию. В результате получилась интересная постановка «У колодца» из трех исполнителей: двух парней и меня. Потом способных девушек пригласили в танцевальную группу ансамбля ВСЧ. Жаль было, что ансамбль распался после демобилизации его лучших артистов. Но мы продолжили занимать­ся в полковой самодеятельности, которая была участницей крае­вого фестиваля и 2-го городского фестиваля молодежи. 

Помню интересный эпизод на открытии фестиваля. Пока шел митинг, колонны участников стояли на площади, полной зрителей. К нам обратился майор Озиранский и попросил выступить прямо здесь. Мы запротестовали – не хотели протирать обувь об асфальт. Михаил Борисович полушутя-полусерьезно пообещал нам купить туфли. Мы согласились и лихо, с азартом станцевали! В тот день я была удостоена чести вместе с парнем-комсомольцем поднять флаг фестиваля. Многим из нас через плечо повязали атласные голубые ленты с золотыми буквами: «Лауреат 2-го городского фестиваля молодежи». А Озиранский сдер­жал свое слово. После фестиваля всем девушкам были вручены подарки. Только не туфли, а отличные отрезы на платья.

АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА, ПЕЛА И ПЛЯСАЛА, 
И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ВДАЛЬ НЕСЛИ!

– В 1958 году меня избрали секретарем комсомольской организации участка, а в 1959-м – депутатом городского Совета второго созыва. Баллотировалась я в одном из подразделений полка Озиранского, где секретарем комитета комсомола был капитан Алексей Сорокин. И когда в марте 1959-го я собралась замуж, он на засе­дании горкома ВЛКСМ предложил сыграть комсомольскую свадьбу. 
Бракосочетание назначили на 28 марта и даже выделили небольшие деньги. А местком участка предоставил нам комнатку в деревянном доме по Комсомольской, 34. Мой жених Юрий Трусов работал тогда монтажником в Монтажной конторе-17 (впоследствии МСУ-53 треста «Сибхиммонтаж»). Бригада Геннадия Марьясова ходила в передовых, гремела на весь город своими трудовыми достижениями. Многие ребята-монтажники – Беляев Алек­сандр, Воробьев Иван, Владимир Сувидов стали потом известными бригадирами. Поэтому в подготовке нашей свадьбы участие принял еще и комитет комсомола ТСХМ во главе с секретарем Василием Пановым.

Завхоз СМУ-2 Валентина Соболева бегала по магазинам, закупала необходимое, готовила нашу комнатку. Плотник Саша Бутин сделал нам стол и две табуретки, да такие, которые до сих пор слу­жат нашей семье. Комсомольскую свадьбу играли в пельменной по Свердлова. Там собралось столько народа! Наш участок, вся бригада Марьясова, пришли горкомовцы Петр Фролов, Борис Гедройц, Лев Нуждин, Николай Хворостовский.
 
Ждали Озиранского и Штефана, но они были заняты. Тем не менее Петр Тихонович прислал служебную машину в наше пользование. А поздравить нас пришел на следующий день, на Комсомольскую, 34, с пятилетним сынишкой Валерой. Принес коньяк, отрез на платье, набор серебряных ложек. И такой был родной! Радовался, что мы так здорово начинаем семейную жизнь. Вспомнил свою женитьбу, как спали они на солдатской койке, укрывались солдатским одеялом... А мы угощали его свадебным тортом и, смешно сейчас вспомнить, шампанским, которое пили из маленьких рюмочек. Фужеров у нас еще не было...

Свадьба осталась в памяти самым ярким событием в моей жизни. В 1961 году я ушла со стройки на новое предприятие и тридцать лет отработала в НПО прикладной механики техником-плановиком 20-го отдела. Но до сих пор душа полна благодарности людям, которые приняли меня в молодом городе, всему научили и помогли устроить семейное счастье.

Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.

#Музей_Железногорска#ИсторияОдногоЭкспоната#железногорск#культураКрасноярья
#культураатомныхтерриторий#затомузей#историяодногопредмета#музей

1. Александра Андреевна ТРУСОВА,
ветеран НПО ПМ, приехала в Красноярск-26 по путевке ЦК ВЛКСМ в 1956 году.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска


2. Серебряная ложка из столового набора, подаренного на свадьбу Александре и Юрию Трусовым начальником Управления строительства п/я 9 П.Т.Штефаном 29 марта 1959 года.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска


3. Комсомолку Александру ТРУСОВУ (в центре, с цветами) подруги провожают в Сибирь, на строительство атомной электростанции.
Москва, Ярославский вокзал, июнь 1956 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска


4. Хор самодеятельности в полку Озиранского. Красноярск-26, 1956 год.
Александра Трусова – 4-я справа.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска


5. Ансамбль песни и пляски полка Озиранского. Красноярск-26, 1957 год.
Вторая девушка слева – Александра Трусова.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска


6. Начальник Управления строительства п/я 9 полковник Пётр ШТЕФАН с сыном Валерой, 1958 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат