У каждого из посланцев столицы, что в 1956 году по путёвкам ЦК ВЛКСМ приехали строить закрытый Красноярск-26, своя история. И во многих семьях первопроходцев её бережно хранят. По-другому и быть не может, считает методист Музейно-выставочного центра Ирина Ивановна Землянская. 65 лет назад в числе комсомольцев-добровольцев из Москвы в Красноярск приехала её мама, Галина Васильевна Вишневская, которая 30 лет отработала инспектором по кадрам на станции теплоснабжения ГХК.
Очерк о том, как юная москвичка не побоялась отправиться в далекую Сибирь, Ирина Землянская написала в 2010 году – для сборника «Город. История. Люди», выпущенного музеем к 60-летию Железногорска. И сегодня отличный повод перечитать его вновь!
«Мама моя, Вишневская Галина Васильевна, жила в центре столицы – на третьей Миусской улице, в районе метро «Маяковская». С шестнадцати лет работала телеграфисткой на Центральном телеграфе. Работа, кино, театры, музеи – обычная жизнь москвички.
Весной 1956 года, прикинув перспективы дальнейшей жизни, расписанной, казалось, на годы вперед, решила Галочка, что романтики маловато. Хотелось чего-то большого, главного! Самого что ни на есть настоящего! Узнала, что ближайшем райкоме комсомола идёт набор молодёжи на стройки Сибири и Дальнего Востока. Пришла. Решила ехать.
В коридоре у огромной карты СССР столпились ребята и девчата, такие же энтузиасты, как и она. Обсуждалось два пункта назначения – Магадан и Красноярск. Куда лучше отправиться? Кто-то вытащил из кармана спичечный коробок, приложил к карте, и хор голосов, следуя за рукой парнишки, считал расстояние: «Один коробок, два коробка, три...»
До Магадана оказалось одиннадцать. До Красноярска – семь. Галя решилась на семь – всё же к Москве поближе... Так чей-то коробок спичек сыграл в маминой жизни решающую роль.
Уже в первых числах июля 1956 года на Красноярский вокзал прибыл поезд с московскими комсомольцами. Им предстояло создавать город в тайге. Телеграфисты были не нужны, а вот штукатуров не хватало. Пришлось осваивать азы строительного мастерства.
Пока Галочка научилась споро и толково штукатурить – насиделась без денег (норму-то новички не выполняли). Узнала москвичка, что такое «колун» – это когда полный голяк и всей комнатой варишь кулеш из всего, что нашлось съедобного. И только потом пришли к комсомолке-доброволке Доска почёта, депутатство, замужество, дети, внуки...
Я родилась и живу в городе, который строили мои родители. И для меня важно помнить, с чего он начинался, кто сделал его родным и единственным. Мама, папа, парни и девчата пятидесятых! Низкий вам поклон и нежная любовь! Спасибо за то, что подарили вы грядущим поколениям таёжную жемчужину – Железногорск».
1. Галина Васильевна ВИШНЕВСКАЯ, 1957 год
Памятное фото было наградой за хорошие производственные показатели в честь 39-й годовщины Октября.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
2. Красноярск-26, весна 1957 года.
В березняке на месте будущего дома №43 (перекрёсток улиц Маяковского-Свердлова) штукатуры СМУ-2 Управления строительства п/я 9, слева-направо: Галина Сергеева, Галина Вишневская, Клавдия Епишева и солдат в/ч 25597 Иван Меркулов, будущий муж Гали Вишневской.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска