#Железногорск_День_в_истории
9 мая 1951 года приказом Министерства госбезопасности СССР на территории «почтового ящика №9» был создан отдел милиции под номером 9. Так началась летопись Межмуниципального управления МВД России по ЗАТО г. Железногорск, которое в этом году отмечает 70-летие.
История органов внутренних дел в закрытом городе богата событиями, именами и фактами, одним взглядом ее не охватить. Сегодня мы обращаемся к самым ее истокам и вспоминаем тех, кто, не жалея сил и времени, обеспечивал порядок на атомной стройке в первые годы.
Ровно через два месяца после первого приказа о создании отдела милиции в п/я 9 последовал второй, от 9 июля 1951-го, за подписью начальника МГБ Красноярского края, – о формировании личного состава отдела. «Назначить старшим сыщиком отдела милиции №9 УМГБ лейтенанта С.М. Волочай, – говорилось в приказе, – старшим оперуполномоченным отдела уголовного следствия Г.М. Макарова, старшим следователем группы этого же отдела Н.К. Павлова, оперуполномоченными И.А. Додонкова, Г.Д. Патюкова». Поначалу за порядок на стройке отвечали 12 милиционеров.
Первым начальником отдела милиции с 7 января 1952 года стал Андрей Павлович Андреев. Отдел милиции разместился в одном из бараков в поселке первостроителей на Майке. Для каждого оперуполномоченного был определен свой район: Майка, Пасека, Прижим, Курья, Соцгород, Додоново. Личное оружие – пистолет – носили с собой в любое время дня и ночи. Но при беспорядках в ход чаще пускались свистки. Длинная трель оповещала о приближении стражей порядка, два коротких свистка были сигналом о помощи для коллег.
Штаты отдела милиции №9 комплектовались по линии МГБ по Красноярскому краю, районных отделов близлежащих городов – Канска, Ачинска, Уяра, а также за счет демобилизованных солдат из расквартированных на секретной стройке войсковых частей. К сентябрю 1953 года в милиции п/я 9 работали 89 человек. Среди них было немало боевых офицеров и солдат, прошедших горнило Великой Отечественной войны.
Город строился, и отдел милиции переехал поближе к административному центру – в деревянный двухэтажный дом по Октябрьской, 6 (здание не сохранилось). К этому времени в распоряжении милиции уже имелась грузовая машина ГАЗ-51 с будкой для оперативного состава и легковой автомобиль для руководства. Еще одна «легковушка» и несколько мотоциклов были в Госавтоинспекции.
В ноябре 1954 года, после того как рабочий поселок при комбинате №815 получил статус города, отделу присвоили закрытое наименование «Отдел милиции №83». Новому начальнику Николаю Романовичу Костину, с 1 мая 1954 года сменившему откомандированного к новому месту службы А.П. Андреева, предстояла большая работа по развитию ключевых подразделений городской милиции.
В отделе были созданы дежурная часть, которую возглавил П.Г.Рукомойников, уголовный розыск (начальник П.Ф.Скороспелов), следственная группа под руководством Н.К.Павлова и отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) – им руководил В.С.Масленников. За порядком на дорогах в строящемся посреди тайги городе следили 18 сотрудников отдела дорожного надзора ГАИ под началом И.Ф.Луковенко. В 1957 году в город приехал И.В.Голяков, возглавивший экспертно-криминалистическую службу.
Преступность в Соцгороде была невысокой – 200-250 случаев год, однако пьянство, дебоши, воровство, поножовщина, драки имели место быть, и работы правоохранителям хватало. В Красноярске-26 было расквартировано несколько войсковых частей, на стройку со всей страны стекались сотни людей. В поле зрения милиции находились многочисленные общежития, дворовые площадки, городской стадион, парк культуры и отдыха.
Сотрудники милиции работали в тесном контакте с городским комсомольским штабом по охране общественного порядка, рассказывали штабистам об их правах и обязанностях, помогали составлять график патрулирования города и вместе с комсомольцами выходили на дежурство. Красноярск-26 развивал свой автопарк, а его жители обзаводились личным транспортом, так что сотрудники ГАИ тоже несли круглосуточную вахту. К 1 января 1960 года в отделе милиции №83 работало уже 158 человек, в том числе 66 офицеров.
О результативности работы городской милиции говорит статистика: в 1950-1960-е годы раскрываемость преступлений и правонарушений была на уровне 96-97%. Так что отдел внутренних дел Красноярска-26 стабильно входил в число лучших в системе Спецуправления МВД СССР.
#Музей_Железногорска#культураатомныхтерриторий#Железногорск#музей
1. Железный конь – мотоцикл «Урал» на службе правоохранителей.
В коляске – оперуполномоченный Феодосий Никитич МАЙЛОВ. Красноярск-26, 1950-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
2. Наряд на охрану общественного порядка на стадионе «Торпедо» (ныне «Труд») во время празднования Дня строителя. Красноярск-26, 10 августа 1958 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
3. Комсомольский штаб по охране общественного порядка. Красноярск-26, 1954 год.
1-й ряд: первый справа – лейтенант милиции Алексей СЕДЕЛЬНИКОВ, второй – начштаба и секретарь комитета ВЛКСМ комбината №815 Леонид САРУЛЬ. 2-й ряд: второй справа – заместитель начальника штаба Анатолий КАРАПУЗИКОВ.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
4. Милицейский ГАЗ-51 и стражи порядка. Красноярск-26, конец 1950-х годов
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
5. Начальник отдела милиции №83 Красноярска-26 Николай Романович КОСТИН вручает награду отличившемуся сотруднику. На трибуне – Александр Сергеевич МАРКЕЛОВ, начальник постовой службы, 1959 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска