Начало весны богато на юбилеи именитых железногорцев. Один из них – Виктор Иванович ВОЛКОВ, Заслуженный артист России, обладатель редкого вокального дарования и актерского обаяния. 7 марта солисту железногорского Театра оперетты, посвятившему городской сцене 39 лет, исполнилось 85.
В актерском багаже Виктора Волкова более ста ведущих ролей, свыше тысячи концертов и полторы тысячи выездных выступлений. Красивый, видный, импозантный, он был и остается олицетворением целой театральной эпохи Красноярска-26.
В 1998 году Виктор Иванович уехал в Санкт-Петербург и перед отъездом передал в музей свой архив – фотографии, почетные грамоты, театральные афиши и программки. И, конечно, воспоминания, благодаря которым мы сегодня имеем возможность прикоснуться к важнейшим вехам его биографии.
ЕХАЛ КАЗАК С ДОНА
Виктор Иванович Волков родился 7 марта 1936 года в Новочеркасске Ростовской области. Петь донской казачок Витя любил с детства, а к восьмому классу в нем раскрылся настоящий талант. Мальчишка исполнял старинные казачьи и партизанские песни, русские романсы. Слушая радио, выучил наизусть репертуар своего кумира – знаменитого тенора Сергея Лемешева. В 1952 году на областном конкурсе художественной самодеятельности за исполнение арии князя Игоря из оперы Бородина 16-летний Витя Волков получил диплом лауреата. В семье хотели видеть парня с «хлебной» специальностью, прочили его в автомеханики, но тот был категоричен: пойду в артисты!
В 1955 году Виктор Волков поступил на вокальное отделение Ростовского музыкального училища, выдержав огромный конкурс: сто абитуриентов на восемь мест. На вступительном экзамене покорил приемную комиссию, блестяще исполнив романс «Я вас любил».
После первого курса, приехав в родной Новочеркасск на каникулы, Виктор устроился солистом эстрадного оркестра в кинотеатр «Комсомолец» и в одночасье стал местной звездой. Посмотреть на его выступления перед началом сеансов приходили родные, друзья и все, кто хотя бы мельком был знаком с талантливым пареньком.
Через год летом студент Волков выступал уже в ростовском кинотеатре «Родина». В учебное же время профессор Григорий Константинович Вербицкий спуску ученику не давал. Виктор занимался у него по усложненной программе, на что профессору не раз пеняло начальство – мол, зачем это в училище давать консерваторский репертуар? Но профессор упрямо гнул свою линию. Студент шлифовал исполнительскую технику в партиях Ленского из «Евгения Онегина» и Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, пел арии Роберто из «Роберто Деверо» Доницетти. Учился правильной речи, избавляясь от характерного южнорусского говора с «эканьем» и «гэканьем». И так преуспел, что был приглашен солистом в Ростовский симфонический оркестр. Летом 1958-го с классическим репертуаром выехал на свои первые гастроли – выступать перед горняками на угольных шахтах Таганрога.
В январе 1959-го, одолжив у отчима-военного проездной «литер», Виктор отправился на поезде в Москву, чтобы исполнить свою мечту – попасть в Большой театр. «Судьба улыбнулась мне, – рассказывал Виктор Иванович. – Удалось взять билет на «Князя Игоря», которого, кажется, я знал наизусть. В день спектакля в столице случился сильный ливень, и я зашел в зал мокрый как мышь. Сел на свое место, с брючин течет вода, а я с вожделением смотрю на сцену. Алексей Кривченя поет партию хана Кончака, Тугаринова в образе Ярославны... Для меня, провинциального паренька, хотя и с музыкальным образованием, это было настоящее чудо!»
Профессор Вербицкий, задумываясь о будущем своего ученика, однажды изрек: «В своем отечестве ты, Витя, царем не будешь. Езжай-ка в другой город, там добьешься успеха, я чувствую!» Так и вышло. Нескольких выпускников Ростовского училища курсом старше пригласили в театр где-то в Сибири. От них-то Виктор и узнал про сцену в закрытом городе. И когда сам получил вызов, поехал и не прогадал.
КАК СТАТЬ ГЕРОЕМ
11 июля 1959 года 23-летний Виктор Волков прибыл в Красноярск-26. Из багажа при нем был лишь черный фибровый чемодан да перевязанные веревкой одеяло с подушкой. «В труппе меня приняли тепло, – вспоминал Виктор Иванович. – В свой дебютный театральный сезон мне как новичку дали малюсенькую роль забулдыги в оперетте «Фонари-фонарики» Юрия Милютина. Даже фото осталось такое характерное – с бутылкой. А через полгода я стал солистом-вокалистом и получил «большую» роль – сыграл Пабло в оперетте «Поцелуй Чаниты». В «Фонарях-фонариках», кстати, тоже дорос до главной роли – бригадира строительной бригады. Отыграл десять премьер, десять полных залов.
Всегда буду помнить своих наставников: режиссера Юрий Черепанова, дирижеров Владимира Родыгина и Льва Оссовского, актера Тихона Кузему. У Тихона Петровича, опытного солиста в амплуа героя, я учился держаться на сцене, взаимодействовать с партнерами. И не зря, потому что меня потихоньку стали вводить в его роли. После того, как Тихон Петрович по возрасту покинул театр, за мной закрепили его репертуар.
В 1964-м состоялся мой первый сольный концерт с оркестром. Но до того пришлось изрядно потрудиться, чтобы соответствовать образу героя. Взять, к примеру, фрак – непременный атрибут многих классических оперетт. Его же нужно уметь носить! Впервые меня облачили во фрачную пару в «Летучей мыши» – я пел в массовке. К новому одеянию пришлось приноравливаться, учиться ходить естественно, не размахивая руками.
Но когда мне дали роль Эдвина в «Сильве», с фраком нужно было буквально сродниться! Один за другим я смотрел фильмы из жизни аристократов, учился у них держать осанку, непринужденно двигаться. Запоем читал специальную литературу по сценическому мастерству, чтобы знать, как держать трость, как надевать лайковые перчатки и цилиндр. Эталоном героя для меня был Жан Маре с его неотразимым шармом.
В нашем театре тогда служила Ирина Гамалей – артистка из знаменитой ленинградской театральной династии. Она учила меня манерам. И с мамой ее, актрисой голубых кровей, мы много беседовали на эту тему. В день премьеры «Сильвы» мама в Ленинграде сидела на телефоне и переживала: «Ирочка, Витя на шлейф героине не наступил? Ей хвост платья не оторвал? Мимо стула не сел?» Это она меня так «накачивала».
Многие впоследствии удивлялись, что фрачная пара у меня всегда без заломов. А все благодаря заведенному в первые годы ритуалу. Перед спектаклем я гримировался, надевал фрак, манжеты, манишку – накрахмаленную так, что по ней можно было стучать, как по столу. И не присаживался, пока не упадет занавес. Быть все время на ногах нелегко, но безупречный внешний вид важнее».
НА ВЫСОКОЙ НОТЕ
Артиста Волкова всегда отличала не только стать. Он блестяще владел музыкальным материалом и с молодых лет проявил себя мастером сцены. Диапазон ролей Виктора Ивановича необычайно широк – главные партии в опереттах Легара, Штрауса, Кальмана, Оффенбаха, ведущие роли в советских и зарубежных мюзиклах. Не изменяя урокам юности, он оставался верным классическому оперному репертуару. Выступая с сольными концертами, всегда включал в программу вокальные шедевры Бизе, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Верди, Россини.
В 1969 году Виктор Волков стал Заслуженным артистом РСФСР, и высокую планку этого звания он держал на протяжении всего своего долгого творческого пути. Ему рукоплескал не только Красноярск-26. В составе труппы оперетты Красноярска-26 Виктор Иванович объехал полстраны. Выступал на сцене областных и краевых театров, в Новосибирске пел на арене цирка, в Ангарске – на хоккейной площадке, в Улан-Удэ – на городском стадионе. И взыскательный столичный зритель устраивал ему овации, когда труппа выступала в Москве и Ленинграде. В Театре имени Маяковского гастроли нашей оперетты длились 26 дней, и все спектакли игрались первым составом, где Волков был премьером.
«В оперетте все должны быть мастерами, иначе на сцене делать нечего, – любил повторять Виктор Волков. – Ты должен уметь петь, танцевать, чувствовать нерв постановки. И понимать партнеров с полувзгляда. Играешь любовь – люби героиню искренне и без оглядки! Лично мне с героинями везло невероятно. Я играл на одной сцене с Заслуженными артистками России Валентиной Ковалевой и Валентиной Юркевич, талантливыми солистками Галина Тарасовой и Наталья Яковлевской.
С возрастом пришло время сменить амплуа, из героев-любовников перейти к другим ролям. Этот переход дался мне непросто. Но рядом были мои друзья и коллеги – Геннадий и Наталья Бугреевы, Борис Тимофеев, Ольга Александрова, Николай и Вера Алексеевы. И с ними я заново входил во вкус актерской профессии.
В театре, еще до реконструкции, я готовился к спектаклю в своей каптерочке – находилась за сценой такая загогулина.Приходить за два часа до начала спектакля было для меня как «Отче наш». Садился, гримировался, распевался... Страшно любил эти часы, когда костюмер только гладит сценические одеяния, никто не шумит, никто ничего не спрашивает, и ты наедине с собой настраиваешься на роль... И вот звенит первый звонок, потом второй, третий. Глубокий вдох... Мой выход! Потом Валера Белухин так готовился, я его научил.
В театр люди приходят с разным настроем. Кто-то готовится к встрече с прекрасным, кто-то зашел из интереса, а иных привели за компанию. И кем бы ты себя ни мнил, играть нужно как в последний раз, с полной самоотдачей. Зал смотрит на тебя, а ты обращаешь зрителя в свою веру. И если в конце он аплодирует и кричит «Браво!», значит, ты не зря вышел на эту сцену».
Зрительская любовь сопровождала Виктора Волкова на протяжении всего творческого пути. Сколько бы времени ни прошло, Артиста с большой буквы в Железногорске помнят и любят. И строки, написанные коллективом строителей в памятном адресе к его 60-летию, и сегодня звучат тепло и искренне.
Мы Эдвина лишь Вашим принимаем,
И Мистер Икс для нас поёт всегда.
И Айзенштейна мы не забываем,
И Ржевского не затенят года.
И будет жить милейший граф Данило,
Барон цыганский будет ли забыт?!
С «Тюльпаном черным» сцена нас сроднила,
Степан Парфёнов с нами говорит.
Мечты Ваш «Вольный ветер» навевает.
Союзный зритель, пресса – неспроста
И знает Вас, и часто вспоминает
В центральных, южных, северных местах!
Чист голос Ваш! Он наполняет душу,
Чудесною гармонией звучит,
И все преграды между нами рушит,
И сокровенно с нами говорит!
Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.
#Музей_Железногорска#культураКрасноярья#железногорск#затомузей#музей
#культураатомныхтерриторий
1. Солист-вокалист Музыкально-драматического театра Красноярска-26 Виктор Иванович ВОЛКОВ в начале творческого пути
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
2. В театре Красноярска-26 – оперетта Ф.Легара «Весёлая вдова», 1970-е годы.
На сцене – Владимир ХОВАНСКИЙ, Галина ТАРАСОВА, Виктор ВОЛКОВ.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
3. Актёры, занятые в спектакле «Поцелуй Чаниты», Музыкально-драматический театр Красноярска-26, сезон 1959-1960 гг.
Верхний ряд, в центре – солистка-вокалистка Валентина КОВАЛЁВА, актёр Виктор ВОЛКОВ сидит слева в среднем ряду.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
4. Виктор Волков в сцене из оперетты Б.Александрова «Свадьба в Малиновке», 1960-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
5. Виктор Волков в роли Хиггинса в мюзикле «Моя прекрасная леди», 1960-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
6. Виктор Волков – принц Раджами в оперетте Имре Кальмана «Баядера», 1970-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
7. Заслуженные артисты РСФСР Валентина ЮРКЕВИЧ и Виктор ВОЛКОВ в мюзикле Кола Портера «Целуй меня, Кэт», 1971 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
8. Виктор Волков в роли жреца Калхаса в оперетте Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», 1980-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
9. Виктор Волков в роли Павла Горнового в музыкальной комедии К.Листова «Сердце балтийца», 1970-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
10. Бенефис Заслуженного артиста РСФСР Виктора ВОЛКОВА, 1986 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.