» » ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МЕХАНИКА ГЛУШКОВА.

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МЕХАНИКА ГЛУШКОВА.

Героями музейного проекта «Двигатель прогресса», посвящённого Году науки и техники в России, становятся не только инженеры. В создание и становление ключевых предприятий Железногорска огромный вклад внесли специалисты среднего звена – те самые мастеровые, на которых испокон веков держится любое производство. Их умелые руки воплощали в жизнь стратегические замыслы, а практическая смётка позволяла решать задачи в режиме «здесь и сейчас», невзирая на все препятствия и закавыки.

Одним из таких мастеров-самородков – хватких, надёжных, сообразительных – был Василий Устинович ГЛУШКОВ (1928-2010).
Главный механик Монтажно-строительного управления №73, первопроходец Железногорска и ветеран атомной стройки, родному предприятию он отдал 49 лет жизни. Город же запомнил Василия Глушкова общественником, спортсменом, поэтом и летописцем электромонтажного дела. Это из-под его пера вышли бессмертные строчки гимна МСУ-73, под которыми и сегодня подпишется вся электромонтажная гвардия:
Без нас не закрутятся жизни моторы.
Движенью энергия всюду нужна!
Мы путь проложить ей, как прежде, готовы,
Чтоб с нами сильней становилась страна!
ЭЛЕКТРОМОНТАЖ – НАША ПРОФЕССИЯ!

Василий Глушков родился 25 января 1928 года в деревне Глушково Кировской области. В 1942-м, в Великую Отечественную, окончил семилетку и пошел учиться в ремесленное училище в Кирове. Год по ускоренной программе, и весь выпуск слесарей-инструментальщиков отправили в Челябинск – на эвакуированный из Ленинграда Кировский тракторный завод. 15-летний Вася работал расточником на координатно-расточных станках, нередко стоял по две смены, вытачивая детали для тяжелых танков ИС и самоходно-артиллерийских орудий, которые с завода отправлялись прямиком на фронт.

В 1946 году юноша поступил в Кировский техникум – учиться на механика. В 1950-м по распределению попал в Свердловск, в трест «Уралэлектромонтаж», где набирался опыта в механических мастерских. Опыт пригодился ему очень скоро: 15 апреля 1951 года 23-летний Василий Глушков по направлению треста прибыл в Красноярск, на производственно-монтажный участок РайТЭЦ. Здесь готовили конструкции и оборудование для монтажной бригады, тянувшей электрику по всей территории закрытой стройки «почтовый ящик №9».

В июле 1951-го Василия перевели на саму стройку – главным механиком нового предприятия «п/я 9/26», будущего Монтажно-строительного управления №73. Должность была не столько высокой, сколько хлопотной. Служба механизации из пяти специалистов и шести заключённых должна была обеспечивать работу монтажных участков в городе и на промобъекте. И это притом, что всё электроснабжение стройки создавалось с чистого листа: кабельные и воздушные линии прокладывались по свежевырубленным таёжным просекам, электроподстанции строились одна за другой на болотистых зыбких грунтах.
«Какими-то сверхчеловеческими усилиями нам удавалось преодолевать тяготы первых лет, – вспоминал Василий Устинович. – Производственную базу на Майке необходимо было отапливать – отстроили своими руками котельную. Воду для нее возили на лошадях из ручья Тартат, что протекал неподалеку. Зимой для этих целей таскали и топили снег. Старались содержать в порядке наше нехитрое хозяйство: токарные и фрезерные станки, гильотинные ножницы, механические прессы, небольшой гараж в несколько машин».

Как человеку женатому, главному механику выделили в финском домике на Элке, где квартировало еще 15 первостроителей, «отдельное жилье», то бишь ванную комнату. Глушковы вынесли из нее ванну и поставили железную кровать и тумбочку – больше ничего не помещалось, да больше ничего и не было. На работу с Элки на Майку, где находилось управление, частенько добирались «на 11-м маршруте», то бишь пешком. Шагали в мороз, дождь и слякоть вместе с колоннами заключенных. Зеки – по одной стороне обочины, вольнонаемные гражданские – по другой.

ПРЕСС, ЛЕБЁДКА И ДОМКРАТ
С 1952 года, когда электромонтажники приступили к работе на Горе, где создавались подземные объекты комбината №815, механикам выпала непростая задача по доставке на Прижим изделий и оборудования. 

«Не хватало машин, подъемных механизмов, такелажа, – рассказывал Василий Глушков. – А без них обеспечить транспортировку громоздкого электрооборудования было крайне сложно. Времена стояли суровые. За срыв сроков сдачи важных объектов исполнителям могли не только влепить выговор, но лишить должности и даже отдать под суд. Но мы работали не за страх, а за совесть. Выкручивались, как могли, каждый раз что-то изобретая.
 
Помню, как по Енисею на Прижим баржей был доставлен 40-тонный трансформатор. Его нужно было переправить на берег. Причала не было. Из воды торчала какая-то глыба. Мы сначала до нее, а потом на берег перебросили рельсы и по ним лебедкой тянули эту огромную махину. В какой-то момент трансформатор закачался и чуть не упал в Енисей. До сих пор с дрожью вспоминаю, что мы тогда пережили…»

Электромонтажники штурмовали скальный массив вслед за горняками и вровень со строителями. Электроснабжение в шахте было задачей первостепенной, поэтому главный механик Глушков со своим отделом был в постоянном поиске нестандартных технических решений. Силами механиков были разработаны различные виды подъемных устройств для работы на высоте в шахтных штольнях. При активном участии спецов из ОГМ в производственный процесс был внедрен пневматический инструмент для дыропробивных работ по бетону, организовано изготовление забурников к перфораторам РП-17 и дюбелей для крепления электроконструкций под кабель.
Главный механик не только руководил процессом, но и регулярно выдавал на-гора собственные рационализаторские предложения. К примеру, обнаружив, что пресс РГП-7 для опрессовки гильз и наконечников на жилах кабелей часто выходит из строя, Василий Глушков предложил собственную разработку, простую и безотказную в суровых сибирских условиях. Идею рассмотрели в головной организации, и «Пресс Глушкова» стали внедрять в производство по всем филиалам треста «Химэлектромонтаж».

На посту главного механика МСУ-73 Василий Глушков работал 15 лет – самых первых, трудных и созидательных. Под его началом служба росла и расширялась. К 1960-му году в Отделе главного механика работало четыре десятка высококлассных специалистов, способных обслуживать и ремонтировать изрядно подросший станочный парк, восстанавливать электродрели, перфораторы, электродвигатели, сварочные машины и трансформаторы, содержать в порядке спецтехнику: гидровышки, трактора, автокраны. И, как и прежде, включаться в решение самых сложных производственных задач.

Помимо сложнейшей работы по монтажу коммуникаций и электрооборудования на подземных объектах Горно-химического комбината коллектив МСУ-73 сдавал под ключ производственные цеха Восточного филиала ОКБ-1 С.П. Королёва и Химзавода в поселке Подгорном, отвечал за ввод в строй жилого фонда Красноярска-26 и объектов соцкультбыта: детских садов, школ, кинотеатров, больниц, магазинов, монтировал городскую систему уличного освещения и занимался радиофикацией и телефикацией города. 
Механики под руководством Василия Глушкова всегда были на подхвате. Они разрабатывали наименее затратные и эффективные способы обработки проводов и кабельной продукции, усовершенствовали тяжелые механизмы для выполнения земляных работ и прокладки кабелей в траншеях и на эстакадах, предлагали технические решения по использованию средств малой механизации для подъема на высоту конструкций и материалов. Во многом благодаря Отделу главного механика электромонтажное управление прочно удерживало пальму первенства среди предприятий Красноярска-26 по количеству рацпредложений и изобретений.

В 1966-м Василия Устиновича назначили руководителем отдела труда и заработной платы МСУ-73, затем избрали парторгом предприятия. Но привычка отвечать за всё и за всех, вникая в производственный процесс до самой сути, осталась у него и на новом месте.
 
ЭТОТ ГОРОД – НАШ С ТОБОЮ!
Такова была его натура – всегда находиться в гуще событий. Василий Глушков был не только талантливым механиком, но и настоящей душой коллектива электромонтажников, его мотором и заводилой. Легкий на подъем, на предприятии Василий Устинович много лет отвечал за организацию праздников, вылазки на природу, спортивные состязания. И делал это не по долгу службы, а от широты души – ему было интересно строить жизнь по собственному сценарию.

Василий Глушков был одной из первых спортивных звёзд секретной стройки. «В первые годы, в отсутствие кинотеатров, библиотек, парка, едва ли не единственной отдушиной для молодежи служили физкультура и спорт, – вспоминал он. – Я тоже занимался легкой атлетикой, брал в сетку диск, копьё, ядро. Тренировались поначалу на лесной поляне, в районе будущего больничного городка. Весной 1955-го открыли городской стадион – с хорошими беговыми дорожками для оттачивания техники длинного спринта. Летом того же года в краевом центре проходила Спартакиада народов Красноярского края, и я бежал там один из этапов эстафете 4 х 400 м – вместе с горняками Николаем Привезинцевым, Юрием Романовым, Александром Цебиным. Наша четверка преодолела дистанцию быстрее всех. Мы стали чемпионами Красноярского края! Свою победу посвятили нашему любимому, такому же молодому, как мы, городу».

Уже в зрелом возрасте Василий Устинович открыл в себе дар стихосложения и много лет дарил поэтические зарисовки друзьям, коллегам и родному предприятию. Это в его светлую голову однажды пришла мысль составить летопись МСУ-73 – чтобы у потомков осталась память о трудовых подвигах железногорских электромонтажников. Усилия не пропали даром –бесценный исторический материал лег в основу книги «Высота», выпущенной в 2011 году к 60-летию Монтажно-строительного управления №73.
 
А еще раньше, в 1984-м, после решения о создании в Красноярске-26 музея истории города, Василий Глушков в числе первых подключился к сбору фотографий, предметов и воспоминаний для будущих экспозиций. К Железногорску, который Василий Устинович знал, что называется, с пелёнок, у него было особое отношение.

В 1994 году, когда Красноярск-26 готовился отпраздновать 40-летие, первопроходец Глушков не мог оставить любимый город без подарка. И написал стихи, простые и искренние, – как жизнь сотен молодых парней и девчат, приехавших однажды поднимать большую стройку и прикипевших к этому месту всей душой.
Есть город в Саянских отрогах, на карте его не найти.
Но нам бесконечно он дорог – здесь наши скрестились пути.
Какие здесь были морозы в далекие первые дни!
И конные с лесом обозы в сугробах тонули, но шли...
Но крепкие стойкие люди все вынесли – гнус и мороз.
Решили, что город здесь будет, и это решенье сбылось!
В нём атом и космос сроднились и стали опорой страны.
Над этим немало трудились все лучшие наши умы.
Люблю города небольшие, их жизни спокойный расклад.
Зимой здесь снега голубые, а летом зеленый наряд.
Здесь нет суматохи столичной, и дышится очень легко.
И лес здесь, сибирский, отличный, стеною стоит широко...
Сегодня у города праздник – сегодня ему сорок лет.
А он молодой и прекрасный. Успехов ему и побед!

Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.

#Музей_Железногорска#железногорск#затомузей#музей#культураатомныхтерриторий#двигатель_прогресса #Год_науки_и_технологий

Источники:
1. Воспоминания В.У. Глушкова из фондов МВЦ Железногорска
2. Высота : История Монтажно-строительного управления №73, 1951-2011 гг. - Железногорск : Б. и., 2011.

1. Главный механик МСУ-73 Василий ГЛУШКОВ рассказывает о преимуществах своего изобретения – ручного механического пресса для опрессовки гильз и наконечников на жилах кабелей.
Красноярск-26, начало 1960-х годов.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

2. Василий Устинович ГЛУШКОВ, первопроходец Железногорска, ветеран Монтажно-строительного управления № 73
Фото из фондов МВЦ Железногорска

3. 1953 год. Первопроходцы атомной стройки Василий и Вера ГЛУШКОВЫ с детьми Сашей и Мариной.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

4. В рабочий полдень. Механики электромонтажного управления в сквере за кинотеатром «Родина».
В центре – главный механик предприятия Василий ГЛУШКОВ. Красноярск-26, начало 1960-х годов
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

5. Василий ГЛУШКОВ – чемпион Красноярского края в эстафете 4 х 400 м, 1955 год
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

6. Чемпионы Красноярского края в эстафете 4 х 400 м – спринтеры Красноярска-26 Николай ПРИВЕЗИНЦЕВ, Юрий РОМАНОВ, Александр ЦЕБИН, Василий ГЛУШКОВ. 1955 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

7. 1961 год, колонна электромонтажного управления п/я 26 на Первомайской демонстрации.
Слева направо: 1-й – директор Михаил ВОРОНА, 3-й – главный инженер Григорий ШЕВЦОВ, 5-й – главный механик Василий ГЛУШКОВ, инженер Отдела главного механика Михаил ДОЛГОВ.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

8. Команда управленцев Монтажно-строительного управления № 73: Иван МОРОЗ и Владимир КАСПЕРСКИЙ, Виктор ШИЛЕНКО, Василий ГЛУШКОВ, Алексей БОБРОВ, 1975 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

9. Благодарственное письмо Василию Устиновичу ГЛУШКОВУ от горкома КПСС и исполкома горсовета Красноярска-26 за активную работу по созданию городского музея
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

10. Обложка книги «Высота» о 60-летнем историческом пути Монтажно-строительного управления №73, Железногорск, 2011 год

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат