Олег АНЦИПЕРОВ: ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ!
Музейный проект, посвященный Году науки и технологий в России, открывает история инженера-строителя Олега Николаевича АНЦИПЕРОВА (19.02.1928 – 07.01.2012).
Первопроходец Железногорска, Заслуженный рационализатор РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и лауреат премии Совета министров СССР, он был настоящим энтузиастом технической мысли. А полем для реализации его многочисленных идей более сорока лет служил Красноярск-26 и десятки других площадок и объектов, создававшихся Управлением строительства «Сибхимстрой».
Олег Анциперов работал с Михаилом Царевским, Аркадием Андреевым, Петром Штефаном, Вячеславом Панусом. Легендарные руководители железногорской стройки его ценили и уважали – за обстоятельное отношение к делу, ясный ум и талант новатора. А он в память о делах и свершениях коллектива строителей оставил воспоминания – бесценный исторический материал со множеством интересных подробностей.
Инженер, старший инженер ПТО, зам. начальника и начальник технического отдела, руководитель производственно-диспетчерского отдела Управления строительства – во всех должностных ипостасях Олег Николаевич был на своем месте и везде применял свой излюбленный принцип: критикуя – предлагай, предлагая – делай!
МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО
В Управление строительства железных рудников 23-летний выпускник Ленинградского инженерно-строительный института Олег Анциперов приехал летом 1951 года. При распределении один из лучших дипломников ЛИСИ выбрал родную Сибирь и был принят в производственно-технический отдел Управления строительства железных рудников.
Для молодого специалиста скидок на неопытность не делалось. Он сразу же погрузился в работу, видел, как закладывается Соцгород, как растут его жилые кварталы и производственные мощности, вникал во все тонкости на этапах согласования проектов, строительства, подготовки конструкций и стройматериалов. И при этом успевал фиксировать темпы роста молодого города: инженер Анциперов был одним из немногих, кому было дано разрешение на фотосъемку объектов в первые годы секретной стройки.
Город рос практически на голом месте, в суровых условиях, где готовых решений никто не предлагал. Зачастую, чтобы выполнить производственное задание, приходилось импровизировать по ходу дела.
«В зиму 1952-1953 года нам было нужно достроить третью очередь Красноярской ТЭЦ-1, – вспоминал Олег Николаевич свои первые практические эксперименты. – Но из-за стужи рабочие не успевали закрыть торец турбинного зала размерами 12 на 36 метров. Сроки срывались. Возвращаемся с главным инженером Аркадием Григорьевичем Андреевым с площадки, садимся в машину, и я робко предлагаю: «Давайте торцовую стену турбинного зала оденем в брезент. В два слоя, как на палатку. Получится тепловой контур, и можно будет монтировать турбину». Андреев морщится: «Олег, тут, понимаешь, чем дело пахнет? А ты про какой-то брезент, палатку...»
До самого города ехали молча. А назавтра спозаранку ко мне домой приехал начальник ПТО инженер-капитан Краснюк: раз подкинул идею – начинай внедрять! Через неделю строители под слоем брезента заканчивали кирпичную кладку, а монтажники ставили турбину.
Помню, как в ту же зиму начальник стройки генерал Царевский пообещал секретарю Березовского районного комитета партии помочь со строительством здания райкома. И оно было возведено очень быстро, срочным порядком. Сорокаградусные морозы не помещали забетонировать фундамент, так как мы применили хитрый способ. В мерзлый гравий, песок и воду, согреваемые в бочках, мы добавляли соль и так получали незамерзающий бетон. Опыт этот нам пригодился потом на собственных стройплощадках, а в Березовке встал первый двухэтажный дом».
В 1954-м, по истечении трех лет работы по распределению, инженер Анциперов получил вызов в аспирантуру ЛИСИ. Его научный руководитель, профессор Иван Гаврилович Попов, хотел, чтобы талантливый выпускник пошел по научной стезе. Однако у начальника стройки Андреева на Олега были свои виды. «Учиться никогда не поздно, – сказал он. – Но давайте будем работать вместе!» Молодой инженер согласился без раздумий и ни разу о своем решении потом не пожалел. Ему выпал шанс строить с нуля целый город, и эту возможность он использовал на сто процентов.
В октябре 1956-го году Олега Анциперова командировали в Москву, на Всесоюзное совещание рационализаторов, новаторов и изобретателей, которое проходило в Большом Кремлёвском дворце. И там вчерашний студент показал себя матёрым профессионалом, которому было что рассказать коллегам с Большой земли.
ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА
В 1960-е настало время панельного домостроения. Строители готовились осваивать серию 1-335, которую в народе нарекут «хрущёвками». Олег Анциперов, в то пору работавший главным технологом Управления промышленных предприятий, для формовки панелей предложил использовать золу. С такой добавкой можно было снизить расход цемента, к тому же во время доставки на объект зольный бетон не расслаивался. А источник золы Олег Николаевич обнаружил буквально под боком. На Красноярской ТЭЦ не знали, как от нее избавиться, и с радостью согласились продавать соседям по сходной цене – 5 рублей за тонну. После реформы 1961 года, когда денежный номинал съежился ровно в десять раз, Красноярск-26 так и продолжал брать золу за смешные деньги – тонна за 50 копеек. Так инженер Анциперов в очередной раз принес родному предприятию существенную экономию.
На строительстве первого микрорайона рационализаторский и изобретательский талант Олега Николаевича не единожды находил себе точку опоры, чтобы перевернуть обычный ход вещей. На лету подхватывая идеи, Анциперов брал в разработку всё, что могло пойти на пользу делу.
«В 1961 году ЭПРОН (предприятие «Экспедиция подводных работ особого назначения» – прим. ред.) заканчивал свою работу на нашей площадке, – рассказывал Олег Николаевич. – Как-то раз заходит ко мне его начальник, Михаил Тимофеевич Гальченко, и говорит: «Закрываемся мы, сворачиваемся. Остается хороший паровой молот, вам бы как раз пригодился, сваи забивать. Олег, закажи-ка на УПП несколько бетонных палок метров по шесть-восемь, да и попробуем их на новых домах!»
Сказано-сделано. Заказали, привезли, попробовали. Забил Михаил Тимофеевич несколько свай, любя свою инженерную профессию, бесплатно. Нашел для этой работы время и товарищей-энтузиастов. Потом наши инженеры-технологи сваи испытали, доказав возможность использования свайных фундаментов на нашей площадке, и дело пошло. Все дома, начиная с первого микрорайона, стали строить на свайных основаниях, что особенно спасало при неровном рельефе».
Помимо свай Анциперов сотоварищи довели до ума крепежный принцип на «хрущёвках», во главу угла поставив работу над укрепленным каркасом. Так что через три года передовой опыт строителей Красноярска-26 был принят в разработку в Госстрое СССР. И в том, что железногорские панельки сегодня выглядят куда как надежнее своих собратьев из других регионов страны, есть большая заслуга неутомимых новаторов Управления строительства «Сибхимстрой».
Скромный по натуре, об инженерных новациях Олег Николаевич мог рассказывать долго и вдохновенно. О том, как вопреки проекту ему с коллегами удалось-таки снабдить «хрущёвки» не плоскими, а двускатными крышами. Как старались избегать неудобных «парадных» лестниц у подъездов. Как в порядке эксперимента сделали в одном доме кухни со стеной не два шестьдесят, а три двадцать. И как Юрий Пази, начальник треста «Сибхиммонтаж», радовался за своих работников, вселившихся в квартиры с просторными кухнями.
В 1973 году группа проектировщиков и строителей Красноярска-26 была удостоена Государственной премии за высокие технико-экономические показатели строительства и удачное планировочное решение микрорайона №1. Олег Николаевич Анциперов совершенно заслуженно был включён в список лауреатов.
РАЦИО – ЗНАЧИТ РАЗУМ
Перечень технических усовершенствований и рацпредложений Олега Николаевича Анциперова впечатляет.
1953-й год – способ обработки смеси на бегунах для повышения активности растворов и бетонов.
1957 год – замена конструкций перекрытий жилых домов серии 1-419-1а.
1958 год – изменение конструкции покрытий здания биофильтра.
1966 год – песчано-тиоколовый состав для герметизации различных кассет в стенах сооружений.
1972 год – изменение свайных фундаментов по жилым домам 51, 52, 53 в микрорайоне №2.
И это лишь малая часть наследия неутомимого инженера. Непосвященному в строительные премудрости человеку технические термины мало что скажут. Но если пойти по городским объектам, к которым приложил руку Олег Анциперов, его вклад в развитие города становится еще более наглядным.
Так, благодаря предложению Олега Николаевича здание городской поликлиники было построено в семь этажей, а не в проектные четыре. Дома-«трёхлистники» по улице 60 лет ВЛКСМ свою оригинальную планировку получили тоже с подачи Анциперова. В удостоверении на рацпредложение от 31 декабря 1986 года черным по белому зафиксировано: «...выдано на предложение... и принятое предприятием п/я В-8669 под наименованием «Новая поворотная вставка для 9-этажных домов из изделий серии III-83 эл/70». Авторская группа проектировщиков ВНИПИЭТ и специалистов Сибхимстроя идею доработала, и третий микрорайон украсили крупнопанельные 12-этажки.
В 1972 году имя Олега Анциперова внесли в Книгу почёта патентной службы Министерства среднего машиностроения СССР, и легендарный «атомный» министр Ефим Славский лично вручал ему грамоту.
В 1981-м Олегу Николаевичу присвоили почетное звание новатора-стотысячника – за большой вклад в изобретательский и рационализаторский фонд страны свыше 100 тысяч рублей.
29 октября 1982 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Олег Анциперов был удостоен звания «Заслуженный рационализатор РСФСР». В характеристике на представление к званию указано, что им «...подано и использовано в производство 37 рационализаторских предложений и технических усовершенствований с экономическим эффектом 531 739 рублей, причем на долю Анциперова экономический эффект составляет 304 458 рублей. И из 37 предложений по 18 он является единственным автором». А ведь впереди еще у генератора идей было больше десятка лет трудовой деятельности!
«Техническим творчеством на производстве занимались единицы, энтузиасты-инициаторы, – писал Олег Николаевич в начале 2000-х годов. – Это было непросто. Формально против увлеченных изобретателей не выступали, но негласно считали их фантазерами и чуть ли не дезорганизаторами. Поэтому имена этих смельчаков нужно помнить, как нужно помнить о значимости труда людей, дом за домом строивших город».
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана КОРШУНОВА.
За помощь в создании статьи музей благодарит главного библиографа ЦГБ имени Горького Нину Юрьевну ИЛЬИНЫХ.#Год_науки_и_технологий #железногорск #затомузей#музей
#культураатомныхтерриторий #двигатель_прогресса
Источники:
1. Воспоминания О.Н. Анциперова из фондов МВЦ.
2. Алтунина Н. Олег Анциперов: «Я нянчил город на ладонях» // Город и горожане. - 2008. - 28 фев. - С. 32-33.
3. Коршунова С. Для пользы дела : [История первого микрорайона] // Город и горожане. - 2004. - 26 авг. - С. 9.
Молодые специалисты п/я 9 Клара и Олег АНЦИПЕРОВЫ, учительница химии и инженер-строитель, 1952 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Грамота Заслуженного рационализатора РСФСР Олега Николаевича АНЦИПЕРОВА, 1982 год.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Удостоверение на техническое усовершенствование «Замена конструкций перекрытий жилых домов серии 1-419-1а». Выдано инженеру п/я 9 О.Н. АНЦИПЕРОВУ 22 июня 1957 года.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Олег АНЦИПЕРОВ в числе участников Всесоюзного совещания рационализаторов, изобретателей и новаторов производства в Москве. Страница газеты «Советская Россия» от 17 октября 1956 года.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Авторская справка на рационализаторское предложение «Изменение конструкции навесов склада оборудования» с фактической экономией 287 рублей. Выдана инженеру п/я 9 О.Н. АНЦИПЕРОВУ 11 марта 1958 года.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Начальник техотдела Управления строительства п/я 18 Олег АНЦИПЕРОВ на испытании первой забитой железобетонной сваи при строительстве микрорайона №1, зима 1963 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Программа студенческой научно-технической конференции Ленинградского инженерно-строительного института с докладом студента IV курса О.Н.АНЦИПЕРОВА, март 1950 года.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Диплом новатора-стотысячника, выданный О.Н.АНЦИПЕРОВУ за большой вклад в изобретательский и рационализаторский фонд страны свыше 100 тысяч рублей, 1981 год.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Олег Николаевич Анциперов с коллегами на Первомайской демонстрации, 1970-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Начальник технического отдела УС «Сибхимстрой» Олег Николаевич Анциперов, 1980-е годы
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.