ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ», ЛЕВАЯ ПОЛОВИНА, XIX В.
Медный сплав, литьё, эмаль; 18,3 × 20,5 × 0,8 см
#ИсторияОдногоЭкспоната
В крещенский сочельник музей рад поделиться с вами историей о редком экспонате – четырёхстворчатом складне XIX века «Двунадесятые праздники». Его еще называли «большими праздничными створами». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.
Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, которое повествует нам о религиозной культуре старообрядцев. На протяжении двух с половиной столетий староверы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Постоянно перевозить на новое место большую храмовую утварь было затруднительно. Громоздкие иконы падали, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.
Расцвеченные многочисленными эмалями, иногда вызолоченные, эти «большие створы» становились настоящими путевыми иконостасами и вместе с молитвами странников впитывали в себя историю огромных староверческих семейств, целых согласий, скитавшихся на огромных пространствах от Австро-Венгерской границы до Забайкалья. Немало старороверов осело и на берегах Енисея. Большие створы отливались, наверное, самыми большими тиражами – путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья.
До нашего времени в полном четырехстворчатом составе дошли немногие иконостасы. Старообрядческие семьи разрастались, сыновья уходили на сторону, и когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. Поэтому в цельном виде праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты.
Экспонат из фондов МВЦ – это хорошо сохранившая левая половина складня «Двунадесятые праздники». Две прямоугольные створки, украшенные кокошниками – килевидными завершениями, отлиты из медного сплава и содержат следы синей и белой эмали, заполняющей пространство между контурами рисунка. На створках в каноничном порядке нанесены изображения десяти иконографических композиций из Евангелия – больших православных праздников.
На первой створе изображены Распятие Христово (в кокошнике), Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Вторая створа содержит сюжеты Троицы Новозаветной (в кокошнике), Сретения Господня, Богоявления (Крещения), Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Каждое изображение снабжено хорошо сохранившимися клеймами-надписями с названиями двунадесятых праздников православного календаря.
Два отсутствующих створа правой половины складня изображают Воздвижение Креста Господня, Воскресение Христово, Вознесение Господне (Сошествие во ад), Живоначальную Троицу и Успение Богородицы, а также Похвалу Богородицы и сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми.
Четырехстворчатые складни «Двунадесятые праздники» начали изготавливать в первой половине XVIII века в старообрядческой общине Выговской литейной мастерской в Поморье. Новые технологические приемы медного литья позволили изменить ранее существовавшую конструкцию: створы стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, в которые вставлялись штыри. Благодаря этому части складня заходили одна за другую, что позволило увеличить их количество с трёх до четырех.
В XIX веке в Москве работали уже несколько мастерских литой медной пластики, выпускавших, в том числе, и складни «Двунадесятые праздники».
Источники:
1. Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI-начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : [Альбом]. М.: Интербук-бизнес, 2000
2. Священник Михаил Воробьев. Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники [Электронный ресурс] / Православие и современность. – 2008 – №9. – Режим доступа: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_6715 , свободный. – Загл. с экрана.
#железногорск#православие#культураатомныхтерриторий
#словонаэкспонате #музеигородовросатома
#затомузей#историяодногопредмета #православие#христианство#старообрядцы#музей
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Клейма первой створы:
1. Распятие Христово (в кокошнике);
2. Благовещение;
3. Рождество Христово;
4. Рождество Богородицы;
5. Введение Богородицы во храм.
Клейма второй створы:
6.Троица Новозаветная (в кокошнике);
7. Сретение Господне;
8. Богоявление (Крещение);
9. Преображение;
10. Вход Господень в Иерусалим.
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 40,8 × 0,8 см.
Из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва.
Фото интернет-ресурса «Христианство в искусстве»
https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=3246
Фрагмент клейма второй створы складня «Двунадесятые праздники», XIX в.
«Богоявление Господа нашего Иисуса Христа».
Медный сплав, литьё, эмаль.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», левая половина, XIX в.
Медный сплав, литьё, эмаль.
Размеры 18,3 × 20,5 × 0,8 см.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» в сложенном виде
Фото из сети Интернет.