» » #ИсторияОдногоЭкспоната РУШНИК С СЮЖЕТНОЙ ВЫШИВКОЙ И НАДПИСЬЮ

#ИсторияОдногоЭкспоната РУШНИК С СЮЖЕТНОЙ ВЫШИВКОЙ И НАДПИСЬЮ

Кого люблю – того дарю!
#ИсторияОдногоЭкспоната #СловоНаЭкспонате
РУШНИК С СЮЖЕТНОЙ ВЫШИВКОЙ И НАДПИСЬЮ,XX век
80 х 38 см; хлопчатобумажная ткань, мулине; вышивка крестом, вязание крючком
 
Рушник из музейной коллекции предметов народного быта создан в XX веке, уже не из домотканого полотна, а из фабричной хлопчатобумажной ткани. Тем не менее, расшит он по канонам славянской ритуально-обрядовой культуры – с поправкой на время. 
 
Этот рушник помимо сюжетной вышивки – мужичков-балалаечников рядом с деревенским домом – украшен еще и надписью, прочесть которую целиком можно, сложив два конца полотенца вместе:
АХЪ КАКЪ Я ВЕСЕЛО ИГРАЮ НА СКАМЕЙКИ Я СИЖУ
ПРО ТИБЯ МОЯ ДОРОГАЯ ЗАБЫТЪ НИ МОГУ
 
В древности расшитое узорами-символами полотенце служило обязательным атрибутом многих обрядов. Рушник сопровождал всю жизнь рода, от рождения до смерти, связывая воедино представителей разных поколений. Его использовали в самых важных жизненных ситуациях: на свадьбе, рождении и крещении детей, в календарных обрядах, на похоронах. Вышитые рушники дарили с добрыми пожеланиями родным и близким, а искусно выполненный сложный узор был показателем мастерства рукодельницы.
 
Рисунок заполняет ткань нашего рушника на две трети, а центр, как и положено, оставлен пустым. Это так называемое Божье место – считалось, что через белую середину проходят Божий свет и сила. Вышивка выполнена красно-черными нитками мулине, что тоже символично. Красный цвет в обрядовой культуре славян был связан с солнцем, красотой и кровью – жизненной силой, а черный символизировал землю, чернозем, плодородие и богатство. Низ рушника украшен кружевом, связанным крючком. 
 
В конце XIX века в России стало модным украшать рушники и другие предметы крестьянского текстиля – пояса, фартуки, рубашки – не только обрядовыми узорами, но и сюжетными вышивками сцен из деревенской жизни, а также надписями – часто в форме пословиц, поговорок и прибауток.  Рисунки узора стали передаваться уже не только от одной мастерицы к другой, но и тиражироваться в печатных изданиях.
 
Так, К.Долматов в 1882 году издал книжицу «Русския пословицы и поговорки, наиболее подходящия для украшения, салфетокъ, скатертей, полотенец, русскихъ и малороссийскихъ нарядов, посуды и проч.» А издательство В.Баннера в Санкт-Петербурге в 1886 году выпустило сборник русских народных схем-узоров для вышивания крестом «Второй альбом рукоделий», в котором представлены примеры вышивания букв русского алфавита.
 
В том, что надпись по кромке рушника выполнена с ошибками, нет ничего удивительного. Этнограф и фольклорист Татьяна Гусарова, исследовавшая нижегородскую традиционную культуру, в статье о расшитых поясах так характеризует это явление:«Нередко в тексты надписей на поясах вкрадывались ошибки: неверное или перевернутое начертание буквы, замена одной на другую, пропуск знака и т.п. 
 
Это не всегда было свидетельством малограмотности ткачихи; исправление такой погрешности требовало распускания значительной части уже готового полотна, а это отнимало гораздо больше времени, чем ткачество. Возможно, поэтому мастерицы оставляли все как есть, если не нарушался смысл и было понятно содержание надписи.
 
Интересно в этом смысле замечание одной из жительниц Шахунского района: «Девки-то неграмотные были, возьмут чей-нибудь пояс тако же напишут», искажения могли быть следствием механического копирования текста, подобно тому, как копировались другие детали орнамента».
 
Строчки АХЪ КАКЪ Я ВЕСЕЛО ИГРАЮ НА СКАМЕЙКИ Я СИЖУ
ПРО ТИБЯ МОЯ ДОРОГАЯ ЗАБЫТЪ НИ МОГУ относятся к надписям поясняющего характера, характерных для предметов с сюжетными композициями.  
#железногорск #культураатомныхтерриторий #музеигородовросатома 
#затомузей #историяодногопредмета #МузеиДружат #МежмузейныйФлэшмоб
 
Источник:
Группа «Русский традиционный костюм»
https://vk.com/album-4367359_92489791
  
 
Рушник с сюжетной вышивкой и надписью,XX век
80 х 38 см; хлопчатобумажная ткань, мулине; вышивка крестом, вязание крючком.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
 Экспонат подарен музею в 2009 году жительницей Железногорска, уроженкой Новоселовского района Красноярского края Раисой Андреевной ЧЕРТУСЕВОЙ.
 


Рушник с сюжетной вышивкой и надписью
АХЪ КАКЪ Я ВЕСЕЛО ИГРАЮ НА СКАМЕЙКИ Я СИЖУ
ПРО ТИБЯ МОЯ ДОРОГАЯ ЗАБЫТЪ НИ МОГУ
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

 

Рушник с сюжетной вышивкой крестом и надписью, фрагмент
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
 


Рушник с сюжетной вышивкой и надписью
ПОШЛА БЫ ПЛЯСАТ ТАК МУЖА БОЮСЯ
ПОДУМАЮ ПОГАДАЮ МОЖЫТ РАЗАИДУСЬ
Источник 
https://sun9-59.userapi.com/impf/c624729/v624729696/18747/vhAptkxvZec.jpg?size=484x1000&quality=96&proxy=1&sign=6581475cb3d110188f0806058befa12c&type=album
 

Рушник с сюжетной вышивкой и надписью
ЕСЛИ ЛЮБИШ ЖЕНЯ СКАЖИ
А НЕ ЛЮБИШЬ ДУША ОТКАЖИ
Из фондов Белозерского музея
Источник 
https://vk.com/id160562984?z=photo160562984_358400731%2Falbum160562984_213440296%2Frev
 

Рушник с сюжетной вышивкой и надписью
МУЖNК ПАШЕНЬКУ ПОХАЛЪ СВАЮ
с.Огорь, Жиздринский район, Калужской обл. 
https://vk.com/photo-4367359_456240797
 

Схема для вышивания букв русского алфавита
Страница из сборника русских народных схем-узоров для вышивания крестом «Второй альбом рукоделий», Издательство В.Баннера, СПб, 1886 г.
Источник 
https://www.liveinternet.ru/users/3361739/post160127475/#
 

Схема для вышивания сцены из деревенской жизни
Страница из сборника русских народных схем-узоров для вышивания крестом «Второй альбом рукоделий», Издательство В.Баннера, СПб, 1886 г.
Источник 
https://www.liveinternet.ru/users/3361739/post160127475/#
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат