Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу!
#историяодногоэкспоната
ДЕКОРАТИВНАЯ КРУЖКА «МОЛОКО»
Высота 13,5 см, диаметр 10 см. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Ленинградский фарфоровый завод, 1960-е годы
Большая декоративная кружка-молочник в форме головы восточной женщины из коллекции фарфора МВЦ отличается богатым декором и ярким колористическим решением. Её создали выдающиеся мастерадекоративно-прикладного искусстваXX века – скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталия Яковлевна Данько и художник ЛФЗ Алексей Викторович Воробьевского, работы которых хранятся в коллекциях крупнейших музеев России – Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и усадьбы «Кусково» XVIII века и других.
Модель кружки «Молоко» талантливый керамист Наталия Данько создала в 1919 году. К этому времени Наталия Яковлевна уже пять лет работала на Императорском, а затем на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде и по праву считалась одним из самых ярких и самобытных скульпторов-фарфористов своего времени. Начиная с 1918 года, художница выпускает целую серию удивительных фантазийных сосудов: сахарницу «Сахар Медович», декоративные кружки «Славянка» и «Чай», шкатулку-масленку «Широкая Масленица», горчичницу «Горькая баба», вазу «Провинциалка».
Молочник в форме женской головки декорирован в восточном стиле – как и многие другие предметы работы Наталии Данько: кружка и стакан «Индокитай», сахарница «Сахар Медович», ручка для зонта и набалдашник для трости «Одалиска», трубка «Восток и Запад». Тема Востока была в то время популярной в произведениях советского фарфора и удерживалась, переосмысляясь, на протяжении нескольких десятилетий.
В русскую керамику так называемые кружки-тоби в виде человеческих фигур пришли из Англии. В 1760-1780 гг. их начали создавать мастера крупного английского центра по производству керамики в Стаффордшире. В XIX в. фигурные сосуды стали предметом для подражания на многих частных заводах России: Гарднера, Попова, Сипягина, Новых. Русским моделям, хотя и опиравшимся на лучшие европейские и английские образцы, была свойственна свободная трактовка. Подобные предметы находились в коллекции музея Императорского фарфорового завода, служившего «кабинетом образцов» для художников, поэтому, возможно, толчком для работы Н.Я.Данько над декоративно-утилитарными изделиями стало знакомство с ними.
Кружка «Молоко» известна как минимум в четырех вариантах росписи. Молочник в форме головы восточной женщины, кроме ЛФЗ, выпускали ещё, как минимум, пять заводов: Туймазинский фарфоровый и Туймазинский завод медицинского стекла, Тбилисский керамический комбинат, Кисловодский фарфоровый завод, НПО «Электрокерамика» в Ленинграде, Великолукский завод электротехнического фарфора.
Самая популярная, серийная роспись, созданная после Великой Отечественной войны, принадлежит кисти Народного художника РСФСР Алексея Воробьевского, бессменного мастера Ленинградского фарфорового завода, который 61 год создавал на ЛФЗ высокохудожественные образы фарфоровых изделий.
В юности Алексей Викторович мечтал стать театральным художником, и это наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество.«Певец филигранной росписи» Воробьевский любил обращаться к фантастическим и сказочным сюжетам, в основу которых положены мотивы народного искусства. Он предпочитал рисовать на фарфоре сразу, без предварительных набросков. Художественной манере мастера свойственен изящный тонкий мазок, напоминающий технику персидской миниатюры. И от исполненного им образа восточной красавицы, яркой и томной, в головном уборе, украшенномтонким мозаично-орнаментальным узором, невозможно отвести глаз.
Во многом из-за колоритной полихромной росписи Воробьевского из всех фантазийных сосудов, созданных Наталией Данько, кружка «Молоко» получила в Советском Союзе наибольшее признание.
#железногорск #культураатомныхтерриторий #музеигородовросатома #затомузей #историяодногопредмета
Источники:
1. Данько Наталия Яковлевна. Экспонаты[Электронный ресурс] / Государственный Эрмитаж. – Режим доступа:
http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?page=2&avtor=2204, свободный. – Загл. с экрана.
2. Воробьевский Алексей Викторович[Электронный ресурс] / Лавка древностей. – Режим доступа: https://www.dvaveka.ru/spravochnik/skulptory-i-khudozhniki/vorobevskiy-aleksey-viktorovich/, свободный. – Загл. с экрана.
Декоративная кружка «Молоко».
Высота 13,5 см, диаметр 10 см. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Ленинградский фарфоровый завод, 1960-е годы
Изготовлена по модели Н.Я.Данько 1919 года. Роспись А.В.Воробьевского.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Кружки «Молоко» в разных вариантах росписи. Изготовлены по модели Н.Я.Данько 1919 года.
Фото группы Антиквариат& Предметы искусства https://ru-ru.facebook.com/528385537312430/photos/pcb.1761297390687899/1761297104021261/?type=3&theater
Сливочник «Башкирская красавица» производства Туймазинского фарфорового завода. Изготовлен по модели Н.Я.Данько 1919 года.
Фото с сайта https://img0.festima.ru/1/J0IQphRXh6Bzl241
Масленка с крышкой «Широкая Масленица». Автор формы Н.Я.Данько. Модель 1919 г. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Фото с сайта
http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/302597?avtor=2204&index=28
Горчичница «Горькая баба». Автор формы Н.Я.Данько. Модель 1918-1920 г. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Фото с сайта http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/302596?page=2&avtor=2204&index=91
Сахарница с крышкой «Сахар Медович». Автор формы Н.Я.Данько. Модель 1919 г. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Фото с сайта
http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/302598?avtor=2204&index=29