» » БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ: МЕТРОСТРОЙ НА ЕНИСЕЕ

БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ: МЕТРОСТРОЙ НА ЕНИСЕЕ

БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ
МЕТРОСТРОЙ НА ЕНИСЕЕ

Рассказ об именитых строителях Железногорска и Горно-химического комбината немыслим без обращения к истории Горного управления и его передового отряда – строителей Московского метрополитена.

Решение о привлечении специалистов Управления «Метрострой» и Центральной проектной конторы «Метропроект» к созданию подземного комплекса сооружений для размещения ядерных реакторов принималось еще до выхода исторического постановления Совета министров СССР №826/302 сс/оп от 26 февраля 1950 года «О комбинате №815». Профессионалов более высокой квалификации в СССР не было, так что «большими людьми» секретной стройки под Красноярском можно, без преувеличения, считать всех посланцев Метростроя.

В приложении к Постановлению №826/302 мероприятиям по обеспечению проектирования комбината №815, подготовке специалистов для горных работ и условиям оплаты их труда отведено целых два листа.

Пункт 3 Приложения гласит: «Направить в двухмесячный срок Метрострою для прохождения практики по горным работам 40 инженеров, 60 техников и бригадиров и 500 рабочих, с оставлением части их в Метрострое для замены командированных из Метростроя на строительство Комбината №815».

Неудивительно, что в первые годы строительства комбината №815 именно горняки считались элитой закрытого города, и главными «виновниками» такого признания были именно метростроевцы – с их всесоюзной славой и проверенной временем производственной хваткой.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939 года знатокам истории Железногорска не пройти мимо знакомых фамилий: «за образцовую работу и обеспечение большевистских темпов в работе при строительстве 2-й очереди Московского Метрополитена – наградить:
Медалью «За трудовую доблесть»
СМЕТАНКИНА Павла Семеновича – инженера, начальника участка шахты №85
Медалью «За трудовое отличие»
ВЫДЫША Ивана Ильича– инженера, заместителя начальника по технической части шахты № 79 
ЕГУНОВА Константина Ивановича – инженера, главного маркшейдера по сооружению станции «Площадь Маяковского»
ПАНЧЕВА Сергея Сергеевича – инженера, начальника шахты №57
ТИТОВА Сергея Александровича – начальника участка шахты № 84-85
ЧЕРНЫШОВА Николая Александровича – заместителя начальника шахты № 55»

Пройдет десяток лет, и лучшие кадры Метростроя будут работать на атомной стройке в среднем течении Енисея. И.И.Выдыш и П.С.Сметанкин станут заместителями генерала Эсакии, С.С.Панчев – главным инженером Горного управления, К.И.Егунов – главным маркшейдером, С.А.Титов и Н.А.Чернышов – руководителями хозяйств по сооружению подземных выработок в Горе.
Из Метростроя в п/я 9/44 будут командированы главный механик Горного управления Б.П.Воронов и главный энергетик С.Н.Карпов, заместитель руководителя А.С.Чесноков, начальники хозяйств Б.П.Буниатян, В.З.Замалдинов, А.Д.Титов, А.И.Меньшиков, К.И.Овчинников, Н.И.Соловьев.

На покорении Железной горы отличился не только московский «генералитет», но и линейный персонал Горного управления. Бригадиров и проходчиков Московского метро ветераны-горняки вспоминают как своих наставников – с почтением и благодарностью. 

Владимир Павлович ЧИСТЯКОВ: «В 1952 году я начал работать на точке 6, ствол 301 начальником смены. А начальником участка был А.М.Колесников. Ранее он работал в Москве на строительстве метро бригадиром проходчиков. Практически безграмотный, он был человеком дела. Сколько помню, если он был непосредственно в шахте, то в его руках обязательно был перфоратор или отбойный молоток. Он своим примером показывал нам, молодым сменным, как надо устанавливать крепление, проводить «оборку» (ликвидировать нависающие куски породы), правильно располагать шпуры в зависимости от крепости пород. Писать он совершенно не мог, семь потов сходило у него со лба, прежде чем он на тетрадном листе мог написать задание типа: «На хрена мне ваше крепление, давай кубы!» Но мы, выпускники горных институтов, его буквально боготворили.

Вспоминаю начальника смены Харитонова, метростроевца. Отец арматурных дел – так его звали. Из-за секретности при установке арматуры нам приходилось пользоваться зарисовками Харитонова, а не проектами Метрогипротранса».
Александр Александрович ЗИМИН: «Одним из первых, хорошо запомнившихся мне начальников участка, был бригадир метростроевцев Николай Лукьянович Муравьев – энергичный, требовательный человек. Он имел богатый опыт работы в сложных геологических условиях при прокладке линий метро и передавал его нам. Учил, как правильно установить и раскрепить деревянные рамы и металлические арки, как забурить и расположить шпуры в забое, чтобы при взрыве не было больших переборов. Он обладал недюжинной силой и с любым инструментом, будь то отбойный молоток, перфоратор или кувалда, обращался как с игрушкой.

При освоении бетононасосов приходилось бороться с их частыми остановками. Самой трудной работой было как можно скорее освободить трубы от бетона, чтобы он в них не схватился. Его выдували сжатым воздухом, вытряхивали, вымывали водой. Помню, как Николай Лукьянович в одиночку поставил на попа тяжеленные трубы с бетоном, заставив рабочих стучать по ним кувалдами. Его хватка и напористость передавались окружающим, и работа шла быстрее».

Показательно, что и мерилом уникальности подземного комплекса ГХК всегда служило его сравнение с Московским метро. С 1951 по 1964 год, на глубине более 200 метров в скальном грунте 14-й категории прочности коллектив Горного управления под руководством специалистов Метростроя создал выработку, сопоставимую с объемами столичного метрополитена 1964 года. Объем горной породы, вынутой из Железной Горы, составил 15 миллионов кубометров. Этот уникальный опыт решения стратегической задачи до сих пор поражает грандиозностью и размахом.

Память о трудовом подвиге горняков жива. В 2006 году ветераны Горного управления С.П.Кучин, А.А.Зимин и С.А. Федотов выпустили книгу «Подписка о неразглашении», в которой точно и достоверно изложена история строительства подземного комплекса ГХК.

30 августа 2006-го по инициативе первопроходцев Железногорска, покорявших скальный массив, на Прижиме установили гранитный камень весом в пять тонн – из самого сердца Железной Горы. И для Московского Метростроя этот мемориал тоже является местом памяти и славы.

Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА

Источник:
Кучин С.П., Федотов С.А., Зимин А.А. Подписка о неразглашении: Документально-историческое повествование о строительстве подземного Горно-химического комбината на территории Красноярского края. – Красноярск : Буква, 2006.


Колонна Горного управления (СМУ-102) на Первомайской демонстрации. Головную машину украшает атрибутика Метростроя – большая бука М и отбойный молоток.
Красноярск-26, 1960-е годы.
Фотография из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Приложение к Постановлению Совета министров СССР №826/302 сс/оп от 26 февраля 1950 года  «О комбинате №815».


Высшее руководство Горного управления, конец 1950-х годов.
Слева направо: 2-й – начальник хозяйства 102 А.И.Меньшиков, 4-й – генерал-директор Н.М.Эсакия, 5-й – главный механик Б.П.Воронов, 5-й – начальник хозяйства 103 С.А.Титов.
Фотография из газеты «Метростроевец» №47 от 15.12.2006.


Памятный камень на Прижиме в честь трудового подвига работников Горного управления.
Фотография из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


На митинге в честь открытия памятного камня выступают ветераны-горняки. Справа – инженер-геолог Горного управления, автор книги «Подписка о неразглашении» Сергей Павлович КУЧИН, 30 августа 2006 года.
Фотография из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.


Участники церемонии открытия памятника горнякам-первопроходцам на Прижиме, 30 августа 2006 года.
Фотография из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат