» » БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ Вазых ЗАМАЛДИНОВ: ГЕРОЙ СТРАНЫ СОВЕТОВ

БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ Вазых ЗАМАЛДИНОВ: ГЕРОЙ СТРАНЫ СОВЕТОВ

БОЛЬШИЕ ЛЮДИ СЕКРЕТНОЙ СТРОЙКИ
Вазых ЗАМАЛДИНОВ: ГЕРОЙ СТРАНЫ СОВЕТОВ
 
Имя директор-полковника пути и строительства Вазыха Замалдиновича Замалдинова, работавшего в Железногорске на заре его строительства, сегодня помнят лишь ветераны Горного управления да немногочисленные исследователи истории города. Между тем, этот человек мог помериться славой с большими начальниками «почтового ящика №9» Михаилом Царевским и Николаем Эсакией, а по всесоюзной известности еще и превзойти их.
 
В середине 1930-х годов бригадир-ударник строительства первой очереди Московского метрополитена Вазых Замалдинов был живой легендой. О нём писали чешский журналист Юлиус Фучик и поэт Евгений Долматовский, портреты застенчивого татарского юноши не сходили с передовиц советских газет. Рабочие первой в СССР подземки избрали Вазыха делегатом VII съезда Советов, а сам он за доблестный труд на строительстве метро был отмечен орденом Красной Звезды. Причем в списке награжденных за «стройку века» фамилия Замалдинова стояла рядом с именами видных советских руководителей Хрущёва и Булганина.
 
Участие именитого метростроевца в создании уникального подземного комплекса Горно-химического комбината для широкой общественности всё остаётся за кадром. И это несправедливо. Проведя на атомной стройке под Красноярском восемь лет, Вазых Замалдинов совершил трудовой подвиг, сопоставимый и даже превышающий все его известные достижения. Самое время стереть белые пятна в его биографии, а заодно напомнить Железногорску, какие люди создавали его стратегические объекты.
 
ИЗ БАТРАКОВ – В СТАХАНОВЦЫ
Крестьянский сын Вазых Замалдинов родился 14 августа 1907 года в деревне Чуру-Борышево Казанской губернии. Родители его были бедняками, и мальчик с юных лет познал тяжесть батрацкого труда. В 1921-1922 годах в Поволжье случился голод, и 14-летний Вазых, как и многие его односельчане, отправился искать лучшей доли в Подмосковье. Два года работал грузчиком на лесопильном заводе в Люберцах, потом вернулся в родное село. Занимался сельским хозяйством, осваивал специальность бетонщика, трудился на объектах мостростроя.
 
В 1932 году, с началом всесоюзной стройки – первого в СССР метрополитена, Вазых приехал в Москву и влился в ряды строителей подземки. Первые месяцы работал проходчиком, затем за ударный труд его выбрали бригадиром. В декабре 1933 года началось строительство арбатского радиуса метро, а 9 января 1934 года в газете «Вечерняя Москва» появилась краткая заметка с небольшим фото о работе передовиков из бригады Вазыха Замалдинова. 
 
Трудолюбивый татарский паренек, плохо говоривший по-русски, стал одним из символов амбициозного советского проекта. Его пример вдохновлял десятки юношей и девушек, по призыву партии отправившихся прокладывать подземные магистрали, и репортажи о трудовых подвигах бригады Замалдинова из шахты №11 стали регулярно появляться на радио и в газетах.
 
Поэт Евгений Долматовский, в 1972 году выпустивший сборник «Когда комсомолу было семнадцать», тоже упоминает о знаменитом ударнике Метростроя: «Разбирая старые бумаги и сохранившиеся документы юности, я нашел свою тетрадку-дневник с записями, относящимися к 1934 и 1935 годам. Их писал доброволец, участвовавший в строительстве станции метро «Охотный ряд», которая теперь называется «Проспект Маркса», и первого тоннеля. В дневнике упоминаются имена комсомольцев тех времен...
...Бригадир Вазых Замалдинов, – гора-человек, причем гора, полная не просто полезных, но драгоценных ископаемых. Но до них надо еще добраться, а внешне он просто деревенский татарский парень, особо говорящий по-русски, но чаще молчащий и думающий по-татарски, он сам мне сказал».
 
ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!
Но подлинный триумф Вазыха Замалдинова случился в мае 1935 года, после торжественного пуска первых линий столичного метрополитена. В газете чешских коммунистов «Руде право» был опубликован большой очерк «Краткая история московского метро», широко растиражированный советской прессой. Его автором стал знаменитый журналист и публицист Юлиус Фучик. Описание сбойки тоннеля между шахтами 11 и 12, которую вела бригада Замалдинова, стало центральным событием громкой публикации.
 
«Меньше чем через месяц из подземелья доносится радостное сообщение, что под Охотным рядом встретились между собой десятая и одиннадцатая шахты, – восторженно писал Юлиус Фучик, – и что метростроевские поэты сложили первую песню победного марша под землей, в которой воспели комсомольскую бригаду Замалдинова, первой пробившую соединительный тоннель.
…Осталось еще сорок пять метров в шахте-11 и столько же в шахте-12. Девяносто метров твердого, неподатливого известняка, который не отступал даже перед пневматическими молотками. Бывали такие дни, когда бригады, работающие друг против друга, сближались только на два метра в день. Но чем больше они сближались, тем больше нетерпения и энтузиазма проявляли в работе: пробить, соединиться, подать друг другу руки через первую скважину, которая соединит обе шахты.
 
Бригадир Вазых Замалдинов почти не выходил из шахты. И если он выпускал на минуту пневматический молот, то это для того, чтобы снести одну из зарубок на стене, которыми бригада обозначала остающиеся метры. 
Вазых Замалдинов был бедным крестьянином. Потом стал носильщиком, а вот сейчас – бригадир на Метрострое, и строгий бригадир!
– Володя, ты какую смену уже стоишь без отдыха? Третью? Сейчас же, немедленно из шахты домой, отдыхать.
Но в бригаде Замалдинова случилось то, чего никогда не было: поднялся бунт.
– Не пойдем домой! Останемся, пока не пробьем тоннель!
И Замалдинов сделал то, чего никогда не делал, – поступился своим авторитетом.
 
Зарубки на стене убывали с каждым часом. От сорока пяти метров оставалось только три, уже только два, метр. Бригада прошла уже все сорок пять метров, а соединения не произошло. Вторая бригада задержалась в неподатливом известняке. Что делать? Бригада Замалдинова собирается на летучку. Решено без каких-либо дипломатических переговоров перейти границу шахты-12 и занять ее известняковую территорию.
Идут метр, два, четыре и на пятом слышат за тонкой стеной грохот пневматических молотков. И вдруг падает известняковый пласт, и через небольшое окошечко бригада смотрит на своего «неприятеля».
– Я думал, – рассказывал потом Вазых Замалдинов, – что от громового «ура» на нас обрушится вся штольня.
Окошко превратилось в огромнейшие ворота, через которые гордо проходили обе бригады в свое общее царство. 
Вазых Замалдинов, бывший крестьянин-бедняк, стал тоннельным мастероми по предложению своей бригады был избран делегатом на VII съезд Советов, высший орган власти Советского Союза».
 
15 мая 1935 года в Москве торжественно открылась первая линия метрополитена «Сокольники» – «Парк культуры». А 16 мая во всех советских газетах была опубликована новость о награждении отличившихся метростроевцев орденами и медалями. Имя ударника шахты №11 Вазыха Замалдинова, отмеченного орденом Красной Звезды, стояло в верхней части наградного списка – рядом с фамилиями видных партийных и хозяйственных деятелей.
 
ДЕЛА ИДУТ В ГОРУ
Неизвестно, чем вдохновлялся поэт Долматовский, окрестивший бригадира Замалдинова человеком-горой, ведь нивысоким ростом и ни крепким телосложением, тот, судя по фотографиям, не отличался. Но поэты бывают провидцами – через полтора десятка лет Гора стала местом приложения сил прославленного метростроевца.
Обрушившаяся на Вазыха слава не испортила его. После того, как стих гром оваций, он не изменил выбранному делу и продолжал трудиться на прокладке новых линий метро. В 1939 году по направлению Метростроя поступил в Транспортную академию. Большинство слушателей в его группе были тоннельных дел мастерами, хорошо знавшими друг друга по делам метро. В годы войны и послевоенное время Вазых Замалдинов работал в московской подземке, дорос до начальника шахты. А с началом атомной стройки на Енисее был командирован в Сибирь. 
 
В «почтовый ящик №9» 43-летний полковник-директор путей и сообщения Замалдинов прибыл одним из первых, в июле 1950 года, даже раньше своего шефа – генерала Эсакии. Этот небольшой штрих говорит о том, что в его лице здесь ждали не героя с обложки, а опытного мастера тоннельной проходки и организатора горных работ.
Горнякам надлежало выполнить сложнейшую задачу – в толще скальной породы на берегу Енисея на глубине в 200 метров создать комплекс сооружений под атомные реакторы по наработке оружейного плутония для атомных бомб. Скальный массив побеждали с двух сторон: восемь тоннелей били с верхней части Атамановского кряжа – с Горы, еще шесть – с Прижима, узкого участка енисейского берега.
 
Приказом №0191 по Горному управлению от 25 марта 1952 года была утверждена структура горнопроходческих подразделений, которые в целях конспирации по-фронтовому назывались хозяйствами. Первым номером в списке шло хозяйство №100 под руководством Вазыха Замалдинова. Так что его фамилия на стройке более десятка лет служила одним из топографических ориентиров. Специалисты знали, что хозяйство Замалдинова располагается на одном из самых сложных участков – на Горе, торит пути к трем «домам» – громадным камерам под атомные реакторы, а потом их же и обустраивает.
 
О том, как работалось в хозяйстве Замалдинова, оставили воспоминания ветераны Горного управления.
Авенир Александрович СОКОЛОВ, бригадир проходчиков: «В Красноярск-26 я попал солдатом в 1953 году. Так как до армии работал на метрострое, то меня направили на 100-е хозяйство В.З.  Замалдинова на Горе. Работа была не из легких. Первое время породу приходилось грузить вручную. Бурили «на сухую», и по всей выработке стояло густое облако пыли. Через некоторое время ручную погрузку заменили машины, а бурить стали с водой».
 
Станислав Акимович ФЕДОТОВ, инженер Горного управления: «В начале 1954 года меня переводят на хозяйство №100 Замалдинова, ствол №3. Этот год был самым активным по развороту горных работ. Были задействованы сотни забоев. Все внимание сосредоточено на разработке основных горных выработок, в первую очередь, на выемке грунта и создании крепежной обделки в главных цехах производства – так называемых домах 1, 2 и 2а для атомных реакторов, цехе атомной теплоэлектростанции, завода «Б» для производства оружейного плутония. Шел настоящий штурм – ни минуты простоя. Работа кипела круглыми сутками.
Мы работали на подходных выработках к дому №2. Цех с площадью поперечного сечения 1500 квадратных метров, восемь-десять солдатских бригад в моем распоряжении и три-четыре взрыва породы в смену – такими были реалии нашей жизни».
 
Валентин Андреевич КОЛТОЧИХИН, главный инженер СМУ-751 Харьковметростроя, начальник тоннельного отряда Новосибирского метрополитена: «В 1954 году я был направлен в Горное управление и через три месяца уже работал начальником участка камеры №2 в хозяйстве Замалдинова. Большинство горных выработок имели вид циклопических сооружений. Так, вторая камера была в длину 102 метра, в ширину 20 метров и в глубину 70 метров. На ее сооружении трудились полторы тысячи человек. Рабочий день длился допоздна, а смены были круглосуточными. Горнопроходческие работы велись буровзрывным способом, при проходке ядра камеры одновременно использовали до тонны взрывчатки».
 
Полковник-директор путей и сообщения Замалдинов работал на секретном объекте 8 лет и был откомандирован в Москву в 1958-м – в год, когда ввели в эксплуатацию первый атомный реактор АД. В том числе, и под его началом технология проходки тоннелей и укрепления подземных камер в природном скальном массиве была отработана, львиная доля горных работ выполнена, профессиональный горняцкий коллектив сформирован. 
               
С 1958-го и до 1974-й год, до ухода на пенсию, Вазых Замалдинович Замалдинов возглавлял СМУ-159 Министерства транспортного строительства СССР. К ордену Красной Звезды у него добавились ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, медали и звание Заслуженного строителя РСФСР. Но нет сомнения, что секретный объект, которому не было аналогов в мировой практике, в его богатой биографии занимал особое место.
 
Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.
 
#железногорск #культураатомныхтерриторий #затомузей #большие_люди_секретной_стройки
 
Источники:
1. Кучин С.П., Федотов С.А., Зимин А.А. Подписка о неразглашении: Документально-историческое повествование о строительстве подземного Горно-химического комбината на территории Красноярского края. – Красноярск : Буква, 2006.
 
2. Гузаиров Р.Г. Человек-гора [Электронный ресурс] / Журнал «Татарский мир». – 2003. – №8. – с.7. – Режим доступа: https://issuu.com/169709/docs/tm0308/7 , свободный. – Загл. с экрана.
 
3. Фёдорова Т.В. Наверху – Москва [Электронный ресурс] / Московское метро. Проект Артемия Лебедева.– Режим доступа:
http://www.metro.ru/library/naverhu-moskva/431/ , свободный. – Загл. с экрана
 

Бригадир шахты 10-11 Московского метрополитена Вазых ЗАМАЛДИНОВ
Фото из журнала «СССР на стройке», август 1935 года
 


Заметка и фото из газеты «Вечерняя Москва» от 9 января 1934 года
Фрагмент документа с сайтаГБУК г. Москвы «Центральная библиотека им. Н.А.Некрасова» 
http://opac.nekrasovka.ru/books/NEWSPAPERS/VM/1934/VM_1934_008.pdf
 

Знатные бригадиры проходчиков Николай Краевский и Вазых Замалдинов в шахте с секретарями горкома комсомола Сергеем Лукьяновым и Александром Шатириным. 1934 г.
Фото из книги Т.Фёдоровой «Наверху – Москва»
 

Бригадир шахты 10-11 Московского метрополитена Вазых Замалдинов и чешский журналист Юлиус Фучик, 1935 год
Фото из книги Т.Фёдоровой«Наверху – Москва»


Ударники-значкисты похода им. Л.М.Кагановича из шахты 10-11 Соня Ибрагимова и Вазых Замалдинов.
Снимок из газеты «Ударник Метростроя», 1935 год
Фотография с интернет-ресурса
https://issuu.com/metrostroy/docs/metrostroevec-2012-01/3
 

Заметка о награждении строителей первой очереди Московского метро.
Газета «Пионерская правда», 16 мая 1935 года, четверг, № 63 (1533)
Фрагмент документа с сайта Национальной электронной детской библиотеки
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42150#page/0/mode/1up
 

Группа студентов Транспортной академии, Москва, 1939 год.
В переднем ряду, слева направо: Сергей Ионов, Леля Помелова,Александр Курочкин и Вазых Замалдинов. 
Фото с интернет-ресурса 
https://i820.photobucket.com/albums/zz123/kurochkin/IMGP8211.jpg

Вид с Енисея на скальный массив Атамановского кряжа, где размещается подземный комплекс объектов Горно-химического комбината.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

 
 

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат