Авраамий ЗАВЕНЯГИН: КРЁСТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
Топонимов, связанных с именем Авраамия Павловича Завенягина, в Железногорске нет, однако именно этому человеку город обязан своим рождением. Когда в 1949 году, с расширением советского атомного проекта, встал вопрос о выборе места для размещения подземных атомных реакторов по наработке оружейного плутония, именно Завенягин указал наилучший вариант для этой цели.
Заместитель начальника Первого Главного Управления, до 1941 года работавший начальником строительства Норильского горно-металлургического комбината, хорошо изучил географию и ландшафт Красноярского края, поэтому предложил исследовать район среднего течения Енисея.
В мае 1949-го к намеченной территории вылетели члены изыскательской экспедиции Ленинградского проектного института. После нескольких месяцев напряженной работы геологов и топографов правота Авраамия Завенягина подтвердилась. Вариант с размещением подземного завода под Томском был отвергнут, а в 50-ти километрах от Красноярска весной 1950 года закипела большая стройка.
Замначальника Первого Главка лично курировал строительные работы, и в рабочем поселке при комбинате №815 бывал не раз и не два, занимаясь не только стратегическими вопросами, но и совсем не по статусу вникал в разные мелочи. Впрочем, вся богатая на события биография «атомного наркома» свидетельствует, что мелочей в работе для него не существовало.
* * *
Первым к железногорскому этапу биографии Авраамия Завенягина обратился историограф города С.П.Кучин. Работая в архиве Минатома, он поднял десятки документов за подписью «атомного наркома», как научный сотрудник городского музея собирал воспоминания первопроходцев Железногорска, помнивших легендарного организатора атомной отрасли. Собранные С.П.Кучиным материалы вошли в книгу «А.П.Завенягин: страницы жизни» с предисловием Даниила Гранина, вышедшую в свет в 2003 году.
Сергей Павлович вел переписку с дочерью Авраамия Павловича. Одно из писем Евгении Завенягиной, датированное 2003-м годом, хранится в фондах Музейно-выставочного центра Железногорска. Его вместе с книгой Евгения Авраамовна отправила Сергею Павловичу – в благодарность за сохранение памяти об отце.
* * *
А.П.Завенягин пристально следил за ходом проектирования и строительства. Часто лично бывал на стройке и на месте оперативно принимал решения по возникающим проблемам. В поле зрения замначальника Первого Главка были не только вопросы строительства промобъекта. Он давал указания по устройству дорог, установке ЛЭП, возведению жилых домов и объектов соцкультбыта.
В августе 1950 года Завенягин возглавил комиссию, которая подготовила предложения правительству по застройке жилых кварталов Соцгорода. Во главе угла лежал «завенягинский» принцип, усвоенный им еще на строительстве Магнитки от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
С самого начала застройка рабочего поселка при комбинате №815 велась капитально и комплексно, без бараков и времянок. Вместе с жилыми домами возводились школы, детские сады, магазины, столовые, бани, кинотеатры. Первое жилье было деревянным, но уже с 1952 года дома и общественные здания начали строить из кирпича. Во дворах по распоряжению Завенягина строители старались оставлять зеленые островки тайги.
История о лиственнице Завенягина в Железногорске стала уже хрестоматийной. Её рассказал инженер-полковник Валентин Климентьевич Машер: «В июле 1950 года А.П.Завенягин с группой проектировщиков и начальником Управления строительства М.М.Царевским осматривали место расположения будущего города. Я как главный инженер стройрайона тоже сопровождал высокого гостя. Проектировщики убеждали замминистра, что город посажен с минимально возможной рубкой леса.
Шли большими полянами, сплошь усыпанными таежными цветами. На участке между будущим клубом «Спартак» и больничным городком Авраамий Павлович вдруг снял пиджак и бросил его на траву. Лег на спину, раскинул руки и, глядя в небо, воскликнул: «Эх, какая же здесь красотища!»
Все стояли и молчали. А Завенягин сокрушался, что придем мы, строители, и под колесами машин вся эта красота превратится в грязь... Потом встал и спросил, кто будет отвечать за строительство города. Генерал Царевский указал на меня.
Прошли еще немного, и внимание Завенягина привлекла красивая лиственница. Она выделялась мощной кроной, делавшей ее похожей на вытянутый нежно-зеленый шар. Замминистра обернулся: «Неужели и ее погубите?» Я, ориентируясь по вешкам разбивки, сообщил, что дерево находится либо на будущем газоне, либо попадает на место тротуара. Тогда Завенягин положил мне руку на плечо и сказал: «Смотри! Если я приеду и ее не будет, то не будет и тебя!»
Так была решена судьба лиственницы по улице Школьной. Проектировщики дали деталировочный проект благоустройства этого места. Дерево мы оградили и сохранили».
«Лиственница Завенягина» украшала улицу Школьную вплоть до 5 сентября 1998 года: в тот день во время грозы в нее попала молния, и ствол расщепился. Дерево спилили, посадив на памятном месте молодую лиственницу, а метровые поперечные спилы отправили на хранение в городской музей. Здесь по годовым кольцам подсчитали, что лиственница росла на этом месте 275 лет, со времен Петра I.
* * *
В ходе строительства нередко возникали ситуации, когда вмешательство Завенягина кардинально меняло ход работ.
Начальник Управления капитального строительства Первого Главка А.В.Коротков вспоминал: «В 1952 году я приехал вместе с А.П. на место строительства Красноярска-26. Решался вопрос о проведении дороги до промобъекта через заболоченную пойму реки Кантат. Собралась комиссия: проектировщики, изыскатели, строители, горняки. И кто-то предложил, что самое радикальное – построить железную дорогу по насыпной дамбе, которая одновременно и образует озеро. Я ухватился за эту идею и в то же день доложил о ней Авраамию Павловичу. Он дал указание главному инженеру ГСПИ-11 А.А.Чернякову подготовить задание на проектирование дамбы».
Рассказ А.В.Короткова дополняет и С.П.Кучин: «Идея создать искусственное озеро на месте заболоченной поймы Кантата родилась еще в процессе инженерных изысканий. И в первоначальных предложениях о размещении города она была высказана. Но, как гласят документы, идея в то время не была поддержана руководством ГСПИ-11. Вот так, если бы не вмешательство А.П.Завенягина и А.В.Короткова, еще неизвестно, было бы у нас наше чудесное озеро или нет».
Еще одним важным качеством Авраамия Павловича было умение трезво оценивать обстоятельства, не поддаваясь искушению решать проблему во что бы то ни стало. «В августе 1951 года, – рассказывал В.К.Машер, – на одной из оперативок представитель заказчика – Восточной конторы обратился к Завенягину с просьбой рассмотреть вопрос по школе, так как были сомнения, что здание к 1 сентября сдано не будет (речь о здании первой десятилетней школы Соцгорода по улице Школьной, 18 – прим. авт.). Масла в огонь подлил представитель техинспекции П.Н.Кочетков, который сказал, что работы ведутся некачественно.
Завенягин немедленно посетил школу. Добирался он до нее в резиновых сапогах. Август выдался дождливым, кругом стояла непролазная грязь. А благоустройства на подступах к зданию не было никакого.
Осмотрев объект, Авраамий Павлович спросил, сможем ли мы сдать школу к 1 сентября. Я честно ответил, что из-за дождливой погоды штукатурка на стенах сохнет медленно, а начинать наружные работы по сырой штукатурке сейчас нельзя – краска оплывет. К тому же, специалистов по отделочным работам не хватает – и среди заключенных, и среди гражданских, что влияет на качество отделки. Но мы приложим все усилия, чтобы сдать школу как можно скорее.
Завенягин среагировал очень быстро. Дал задание немедленно приступить к обучению штукатуров, а нам велел не форсировать события, а выполнять работы с нужным качеством. Штукатурку мы сушили электрокалориферами и в итоге сдали школу к 15 сентября».
* * *
Авторитет Авраамия Павловича был непререкаем и он часто использовал это обстоятельство, чтобы гасить межведомственные конфликты, которые были неизбежны при наличии на стройке трех крупных «игроков» – Восточной конторы, горняков и строителей.
В.К.Машер вспоминал: «В 1951 году на стройку приехал А.П.Завенягин с полномочиями принять дополнительные меры по формированию горных работ. Наиболее трудоемкой была организация «полки» вдоль скалы для прокладки автомобильной и железной дороги. Нашему стройрайону было поручено расчистить этот участок от взорванной породы, сделать тоннели для отвода горных ручьев в Енисей, водозабор, а также построить компрессорную и временную котельную.
Я заметил, что котельная у входа в ТШ-1 не помещается на отсыпанной полке, и ее нужно сместить в сторону Горы. Метростроевцы активно возражали против этого, утверждая, что быстро сделают поденку выработанным камнем. Я парировал, что по техническим условиям на подобных отсыпках строить запрещается.
Завенягин спросил меня: «А что, до весны-то котельная не развалится?» Я ответил, что за весну поручиться не могу, а вот зиму она простоит железно. Тогда Авраамий Павлович, согласившись со мной, предложил строить котельную по проектной привязке, убедив горняков, что временный объект для отопления шахтного портала нужно строить ближе к Горе».
И еще одна история от Валентина Климентьевича: «На одном из совещаний у Завенягина с руководством стройки заместитель директора Восточной конторы по капстроительству Степан Николаевич Трачук предъявил пухлую папку с замечаниями, которые он писал в адрес нашего стройрайона, и попросил принять к нам самые жесткие меры.
Обычно выдержанный Завенягин так разозлился, что всерьез предложил рассмотреть вопрос о снятии Трачука с должности. «Нельзя заниматься писаниной! – возмущался он. – Критиковать легко! А вот создать профессиональный коллектив, который сможет строить город, в разы сложнее! Стройка – дело не только Озиранского, но и заказчика!»
И вскоре у нас проявились новые кураторы от Восточной конторы – квалифицированные специалисты Михаил Лясковский, Генрих Хохлов, Леонид Кузнецов. Они прекрасно понимали все трудности, связанные со строительством, не писали кипы предписаний, но постоянно информировали меня о недоделках, а перед сдачей объектов предъявляли перечень дефектов, которые нужно устранить. И дело у нас заладилось».
* * *
В 1953 году на июльском пленуме ЦК КПСС в ответ на реплику Лазаря Кагановича «Строили не города, а курорты!», Авраамий Завенягин упрямо произнес: «То, что строили курорты, не скажу. А города строили хорошие».
Железногорск, который недавно отметил 70-й день рождения, – лучшая иллюстрация слов своего «крёстного отца».
Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.
ИСТОЧНИКИ:
- Кучин С.П. События, люди...: История создания и строительства города Красноярск-26 / С. П. Кучин. - Красноярск-26: Музейно-выставочный центр, 1994.
- Кучин С.П. Все начинается с проекта: Док.-ист. повествование о Красноярском гос. проектно-изыскат. ин-те ВНИПИЭТ - Железногорск (Красноярск-26): Красноярское книжное изд-во, 1996.
- Кучин С.П. Авраамий Завенягин и Красноярск-26: Страницы истории. К 100-летию со дня рождения А.П.Завенягина // Красноярская газета. – 2001.
- А.П. Завенягин: страницы жизни / [Авт.-сост. М. Важнов]. - М. : ПолиМЕдиа, 2002.
Министр среднего машиностроения СССР А.П.Завенягин, 1956 год
Книга «А.П. Завенягин: страницы жизни» с дарственной надписью Е.А.Завенягиной Сергею Павловичу Кучину, 2003 год.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Письмо Е.А. Завенягиной С.П. Кучину, апрель 2003 г.
Документ из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Текст письма за подписью Е.А.Завенягина в адрес руководителя ГСПИ-11 А.И.Гутова, 29 мая 1950 года.
Из книги С.П.Кучина «Всё начинается с проекта».
Пятиклассник школы №99 Наиль Шайдуллин у лиственницы Завенягина по улице Школьной. Красноярск-26, 1959 год.
Спил лиственницы Завенягина в экспозиции Музейно-выставочного центра Железногорска.
Обустройство дамбы городского озера, 1958 год.
Фото В.Т. Попова из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.
Школа №1 – первая десятилетка Соцгорода п/я 9, 1950-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
Заместитель начальника Первого Главного Управления при СНК СССР генерал-лейтенант Авраамий Павлович Завенягин, Красноярск, 1950 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска.