Виктор АФЕРЕНКО: ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК
1 июля исполнилось 85 лет Виктору АФЕРЕНКО. Джентльменский набор заслуг Виктора Александровича – мечта энциклопедиста. Директор Атамановской средней школы и железногорских школ №176 и №99. Учитель школы №103. Физик с сорокалетним стажем работы. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России и Заслуженный педагог Красноярского края. Член Союза журналистов РФ. Пятикратный лауреат проекта «Соросовский учитель». Автор двух десятков книг по краеведению. Почётный гражданин Сухобузимского района и ЗАТО Железногорск. Обладатель именной звезды на железногорской Аллее звёзд и прочая, и прочая.
За официальным перечнем достижений и званий обнаруживается человек крупной лепки, с кустистыми бровями и громким голосом, корнями вросший в сибирскую землю, следопыт и романтик, плоть от плоти описанных им казаков, переселенцев, чалдонов и кержаков, всю свою жизнь примиряющий деревню и город.
При такой разнице форматов разумнее всего предоставить слово самому юбиляру – чтобы рассказал о времени и о себе все, что сочтет нужным.
ВЕКОВЫЕ КОРНИ
– Меня часто спрашивают: кем, все-таки, Вы себя считаете больше – педагогом или краеведом? Признаюсь, точно ответить на этот вопрос не могу. Народному образованию отдано более сорока лет жизни, две тысячи аттестатов я подписал как директор и столько же – как учитель физики, когда работал в школе №103.
И в то же время не мыслю себя поездок по краю, без встреч со своими земляками, без архивной работы. Я обошел и объехал все села своей малой Родины – Сухобузимского района, раньше их было 54, сейчас осталось 36. Ходил по Енисею и Кану, побывал во многих домах в Шиверах, Додоново, Кононово, Большом Балчуге, десятки очерков о поездках опубликовал в районной газете «Сельская жизнь», с которой сотрудничаю с 1951 года…
Всем, чего достиг в жизни, я обязан своим учителям, товарищам, людям, которые встречались мне на жизненном пути. И, конечно же, моим родителям. Я вырос в большой крестьянской семье, где родилось десять детей, а пятеро дожили до взрослого возраста.
Отец мой, Александр Филиппович Аференко, родом из Нижнеингашского района, из села Лебяжье, основанного переселенцами. Он рано лишился матери, в 12 лет был отдан мачехой в Канский приют. Сбежал оттуда и счастливо попал к родственнику известных красноярских купцов Гадаловых. Тот отправил его из Канска в Красноярск, где он жил и работал в доме Гадалова до 1918 года.
Затем отец перебрался в село Кекура Сухобузимского района, женился, завел хозяйство. В 1930-м был избран председателем колхоза, работал в артели «Заготзерно» в Атаманово, по разнарядке окончил Ачинский техникум кооперативной торговли. В 1940 году стал председателем Атамановского сельпо, прошел всю войну, вернулся живым и снова взялся за дело.
Мать была дочерью ссыльного поляка и сибирячки из казацкого рода Шахматовых. Родственники бабушки Матрены Шахматовой были люди зажиточные, владели золотыми приисками. В 1925 году один из них подарил моей матери на свадьбу кольцо из червонного золота. В 1931-м, когда отец загремел в Красноярскую тюрьму за отказ сдать государству семенное зерно, в торгсине на Веснине это кольцо потянуло на два куля муки, благодаря чему семья и выжила. А отца отпустили через полгода – массовые репрессии тогда еще не начались…
Отец с матерью учили нас жить дружно, по совести, не чураться никакой работы, уважать чужой труд. В 1946-м, когда я окончил четвертый класс, отец взял меня собой на поле и посадил на коня – возить волока. И с тех пор до окончания школы я каждое лето по три месяца работал в бригаде. Тут тебе и крестьянский труд, и фольклор, и общение с разными людьми.
Всегда был убежден, что детей нужно учить познавать жизнь, чтобы они не пребывали в башне из слоновой кости. Именно поэтому, работая в школе, я каждый год на летних каникулах отправлялся с железногорскими ребятами в походы по Сухобузимскому району. Городские подростки могли воочию увидеть, как выращивают зерно, как заготавливают сено, как пасут скот. Школьники имели возможность пообщаться с тружениками села, давали концерты в сельских клубах, играли в футбол с деревенскими сверстниками. И спустя годы многие мои ученики наши путешествия вспоминают с благодарностью…
До революции родителям удалось получить начальное образование: мать окончила четыре класса, отец – два. И они прилагали все усилия, чтобы выучить детей и вывести в люди. У нас была хорошая традиция – семейные чтения. Всю войну и после войны по вечерам мы с братьями и сестрой вслух по очереди читали книги, а мама рукодельничала и слушала. Прочли всего Горького, юбилейное издание сочинений Пушкина – толстенную книгу, выпущенную в 1937 году к столетию со дня гибели поэта, Салтыкова-Щедрина, Подъячева, Короленко… Развивало это необычайно! Так что любовь к печатному слову – родом из детства.
УЧИТЕЛЬ, НАУЧИ УЧЕНИКА!
– У меня были замечательные наставники. Бытует мнение, что в деревне учат хуже, чем в городе. Это неправда. Материальная база на селе беднее, а вот кадры там хорошие. У нас в Атамановской школе были именно такие. Например, Анна Романовна Кокоулина. С высоты своего педагогического опыта скажу: это был человек, который опережал свое время. Она использовала такие методики преподавания литературы, какие стали популярными через много лет. На уроках мы писали множество мини-сочинений, учились сочетать книжный материал с собственными рассуждениями. Мой интерес к литературному творчеству как раз оттуда…
В 1948 году старшая сестра Люба (Железногорск ее знает как учителя биологии и географии Любовь Александровну Пасько) поступила в Красноярский учительский институт. И меня после окончания семилетки тоже отправили в краевой центр – в мужскую среднюю школу №10.
А десятая школа, скажу я вам, на тот момент была лучшей в городе. И вот такое счастье мне досталось – учиться у выдающихся педагогов! Наш химик, Александр Николаевич Богуславский, стал прототипом учителя Бориса Ивановича из пьесы Лии Гераскиной «Аттестат зрелости» – по ней еще в 1954 году известный фильм сняли. А в главном герое мы сразу узнали десятиклассника Егора Овчинникова. Парень был, действительно, талантливый: Маяковского читал на немецком, впоследствии окончил химфак МГУ, стал вице-президентом Академии наук СССР…
И со мной в классе учились тоже ничего себе ребята! Валера Лобастов – его отец Иван Гурьянович Лобастов, легендарный капитан, водил по Енисею теплоход «Иосиф Сталин». Леша Чечкин – медалист, сын капитана теплохода «Владимир Ленин». У Толи Бывшева отец – известный пилот Енисейского авиаотряда. Они были не просто детьми своих родителей, а по-настоящему умными парнями и хорошими товарищами.
А уж учительница литературы в десятой школе – это была не дама, а нечто! Досконально знала творчество всех русских и советских писателей. В классе держала железную дисциплину и умела крепко припечатать разбаловавшуюся шпану: у нас ведь разные ребята учились – один Коля Балахонцев с Качи чего стоил… И курила чудовищно!
Свое первое сочинение в новом классе по «Слову о полку Игореве» я, наученный Анной Романовной, написал, как говорится, от души. И вот заходит наша строгая учительница со стопкой тетрадей в класс, где сидят тридцать красноярских гавриков, и говорит: «Лучшая работа – у Виктора Аференко». У новичка, да к тому же из деревни!
А Виктор Аференко, вдохновившись первым успехом, в следующий раз берет статью Гончарова «Мильон терзаний» и смазывает оттуда сочинение по «Горю от ума»! В общем, вкатила мне учительница «пару» и строго отчитала, чтоб не держал педагогов за дураков. Но мозги на место поставила!
А потом я показал ей свои литературные опыты и тут же был прикреплен к школьной стенгазете. Туда я писал заметки и стихи: «Ночь. Столица молчит, вся в огнях, крепко спит. У Кремля неподвижно стоит часовой, охраняет священный покой». А чей покой? Конечно же, товарища Сталина! «Он ночами подолгу не спит, он, склонившись над картой, сидит. Смотрит, как выполняется план, как страна залечилась от ран, как повсюду растут города…» И так далее.
Тогда же я придумал «Собиздат» – «Собственное издательство»: вырывал из старых книг первые листы, брал тетрадные обложки – хорошей бумаги-то не было! – и сшивал. А на них записывал рассказы, стихи, очерки – все, что приходило на ум. Эта тетрадь хранится у меня до сих пор с 1949 года…
В десятой школе доучиться не довелось. Сестра окончила институт, и в выпускной класс я пошел уже в Сухобузимо. К началу учебного года у нас не было ни физика, ни математика. Но в конце сентября в школу пришла Агния Васильевна Гридчина – умница, красавица, кмс по гимнастике, и все наладилось.
После школы подал документы в Красноярский пединститут, на историко-филологический, так как давно «заболел» журналистикой. В институтском коридоре встретил Агнию Васильевну.
– Витя, ты что здесь?
– Поступил на литфак, – отвечаю.
– А почему не на физмат?! Пойдешь на физика и будешь по-другому видеть мир! Начнешь мыслить шире! Ведь физмат литфаку далеко не родня!
Так я стал учителем физики, о чем ни разу потом не пожалел.
ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
– Я никогда не делил жизнь на составляющие: вот здесь – история, а здесь – современность, здесь физика, а там лирика. А потому всегда старался постигать все одномоментно. В Даурском районе, куда был направлен по распределению после пединститута в 1956-м, год отработал учителем и еще шесть лет – первым секретарем райкома комсомола. Объездил весь район вдоль и поперек, романтики хлебнул! И тогда начал всерьез интересоваться краеведением – в селах еще были старожилы, что помнили край до революции и со времен гражданской войны.
Исторические параллели проводить полезно, потому что через них и день сегодняшний открывается в новом свете. Скажем, моего отца отдали в приют потому, что мачеха в 1915 году получила похоронку: «Георгиевский кавалер Аференко Филипп Захарович пал смертью храбрых в боях под Лодзью» – шла Первая мировая.
Она посчитала, что осталась вдовой с несколькими детьми. Впоследствии оказалось, что погиб не дед, а его родной брат, тоже Филипп. Спустя годы я выяснил, что в 10% крестьянских семей двух детей могли назвать одним и тем же именем: Коля первый, Коля второй, Сашка большой и Сашка малой. Называли по святцам и не мудрствовали. А у отца из-за этого круто поменялась жизнь.
Или вот еще пример. В 1996 году, когда бюджетникам по всей стране задерживали зарплату, отчаявшиеся сухобузимские учителя пешком отправились в Красноярск – искать справедливости у только что избранного губернатора Лебедя.
И мне на память пришло, как в 1859 году первоклассник Вася Суриков ехал к родителям в Сухобузимо. И ему встретились поселенцы, шедшие из города в волость на кормление – на селе-то всегда было сытнее. А через сто с лишним лет Суриков бы увидел, как тем же маршрутом, но уже из волости в краевой центр, идет сельская интеллигенция. Это ведь сюжет для картины, мощный сюжет! И повод задуматься власть предержащим.
…У каждой эпохи свои герои. Сейчас, например, в кумирах кинозвезды, артисты, футболисты. Люди труда, на которых держится Россия, отходят на второй план. Но ведь народ не может быть уходящей натурой! А потому все мои книги и публикации – как раз о них: земледельцах, хлебопашцах, речниках, учителях, врачах – потомках первопроходцев-казаков, работящих и сильных духом. Эти люди и творят историю. А я записываю.
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана КОРШУНОВА
Виктор Александрович АФЕРЕНКО – Заслуженный учитель РСФСР, писатель, краевед, Почётный гражданин Сухобузимского района Красноярского края и ЗАТО Железногорск
1952 год. Десятый класс Сухобузимской средней школы.
14 выпускников на весь район с населением 30 тысяч человек.
Витя Аференко стоит во втором ряду справа.
Семья Аференко, 1955 год.
В первом ряду – мама Ксения Антоновна, «профессор народной педагогики». Рядом – её гордость: сыновья Василий, Владимир и Виктор.
Дипломники физико-математического факультета Красноярского педагогического института с научным руководителем, 1956 год.
Виктор Аференко (крайний справа) готовится выйти в большую жизнь.
1958 год. Первый секретарь Даурского райкома ВЛКСМ Виктор Аференко вручает грамоту за отличную работу по сбору урожая комбайнеру фермы Красной Адаму Бренингу.
Праздник Урожая в Атамановской средней школе, 1960-е годы.
Директор Аференко на крыльце держит пламенную речь.
В родных пенатах он работал с 1963-го по 1972-й годы, из них семь лет руководил школой.
1970-е годы, Красноярск-26.
Виктор Александрович Аференко принимает рапорт командира трудового отряда старшеклассников школы №176.
Последний звонок в школе №99 Красноярска-26, 1980-е годы.
Директор Виктор Александрович Аференко готовится напутствовать выпускников.
Виктор Александрович Аференко проводит экскурсию для школьников у мемориала защитникам Родины в одном из сёл Сухобузимского района, 1991 год.