#22июня1941 #ДеньПамятииСкорби #МыПомним
Фронтовик Александр АНФИМОВ – о первом дне войны
Военный инженер Александр Семёнович АНФИМОВ был одним из первопроходцев Железногорска. На заре секретной стройки он работал в Управлении строительства п/я 9, затем в Красноярском отделении ВНИПИЭТ. Его доскональное знание строительного и проектного дела дополнял большой опыт, в том числе и фронтовой.
Великую Отечественную войну Александр Анфимов прошел от начала до конца и день 22 июня 1941 года даже через много лет помнил во всех подробностях. Его рассказ о начале войны опубликован в альбоме «Бойцы вспоминают минувшие дни», выпущенном комсомольцами отдела генплана ВНИПИЭТ в 1975 году к 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией.
* * *
– С 1931 года я работал в системе Военпроекта ПВО в Минске. За два дня до нападения Германии меня направили в командировку в Польшу, в город Белосток. Прибыв на место, я остановился в старинном особняке на центральной площади рядом с костелом.
В субботу 21 июня вокруг костела был устроен пышный крестный ход с хоругвями, крестами и массой празднично разодетого народа. А ранним утром воскресенья, в четыре часа, я проснулся от ужасного грохота. Казалось, что меня подбрасывает вместе с кроватью. Так, собственно, и было – бомбы взрывались недалеко от дома.
Быстро одевшись, я выскочил на улицу. В дверях стоял полковник – начальник Дома Красной Армии и смотрел на небо. На вопрос, что все это значит, он коротко ответил: «Война!» И добавил: «Все работы кончить и ехать в Минск!»
Наскоро собрав вещи, я поехал на вокзал, который, к моему удивлению, оказался пуст – ни паровозов, ни вагонов. Не зная, что и делать, я пошел в квартирно-эксплуатационную часть гарнизона. Начальник КЭЧ сказал, что за городом, в нескольким километрах, формируется состав для эвакуации семей командиров. Когда я подошел к составу, он был весь забит народом. Пришлось сесть в товарный вагон. Поезд тронулся.
Под вечер под городом Волковыском состав вдруг остановился на подъеме. В небе появилась группа самолетов, которая быстро приближалась к эшелону. С неба на нас посыпались бомбы и раздались пулеметные очереди. Кругом грохотало, земля стонала от взрывов...
Когда, наконец, наступила тишина, я выбрался из ямы, в которой укрылся от бомбежки, и огляделся. Паровоз был разбит. Из котла вырывались струи пара и воды. Вдоль эшелона и под вагонами лежали убитые и раненые. Вместе с другими уцелевшими я помогал пострадавшим, чем мог. Через некоторое время прибыл санитарный поезд; подцепили паровоз, и растерзанный эшелон снова тронулся в путь.
В Минск прибыли на следующее утро. Перед моими глазами предстало страшное зрелище: это был уже не город, а пылающий костер. Население в спешке покидало обжитые места. Около здания Военпроекта была навалена пылающая груда чертежей, трудовых книжек, и единственный оставшийся от секретного отдела человек попросил меня подписать акт о сожжении документов.
Военкомат, куда я направился, эвакуировался в лес, и все время менял место дислокации. В районе Смолевичей дорога была перерезана немецким десантом, который обстреливал шоссе из минометов и пулеметов. Мимо проезжала колонна грузовиков с солдатами. В толпе военных я узнал комбата нашего строительного батальона. Он сказал, что не знает дороги и попросил дать ориентиры. И снова мы едем через пылающий Минск...
Через некоторое время показался дорожный указатель на Могилев. По пути пришлось пересесть в военную машину и направиться в могилевский военкомат. Там тщательно просмотрели мой военный билет и другие документы и велели двигаться в Дорогобуж, а оттуда, до дальнейших указаний, – в Вязьму.
Во время разговора в штаб вошел заместитель командующего и приказал всех офицеров, в том числе и меня, направить в резервный полк. Вскоре мне предложили ехать в Москву для поступления в Военно-инженерную академию. После ее окончания я был направлен в 6-ю саперную армию, где получил приказ принять саперный батальон.
* * *
Командиром 1469 отдельного саперного батальона Александр Анфимов был назначен в феврале 1942 года. Его бойцы возводили оборонительные сооружения в районе Старобельска Луганской области (Донской фронт).
К осени 1942-го батальон Анфимова перебросили на Сталинградский фронт, где Александр Семенович работал прорабом и старшим инженером участка на строительстве Сталинградских оборонительных рубежей. Интересно, что заместителем командующего6-ой саперной армией в это время был Аркадий Андреев, будущий главный инженер, а затем и руководитель Управления строительства п/я 9. Через восемь лет Анфимов и Андреев встретятся на секретной стройке советского атомного проекта под Красноярском.
С 1943 года Александр Семёнович какстарший инженер-фортификатор 36-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного Командования участвовал в строительстве всех рубежей Юго-западного фронта и 3 Украинского фронта, руководил наведением мостов и переправ для наступающих на Запад частей Красной Армии.
За самоотверженный труд и выполнение боевых задач инженер-майор А.С.Анфимов награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В фондах МВЦ хранятся личные вещи А.С.Анфимова времен Великой Отечественной войны: самодельный алюминиевый портсигар и латунная зажигалка с дарственной гравировкой, а также наградные часы «Hamilton» американского производства за отличную службу.
Эти фронтовые реликвии Александр Семенович передал в формирующиеся фонды музея истории Красноярска-26 в 1987 году.
#75летПобеды #Победа75 #Железногорск #территориякультурыросатома #годпамятииславы #онисражалисьзародину #ПамятиГероев2020 #Судьбасолдата
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана КОРШУНОВА.
Александр Семёнович АНФИМОВ – старший инженер-фортификатор 36-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного Командования
Наградной лист Александра Семёновича Анфимова к медали «За боевые заслуги». Информация сайта «Подвиг народа»
Зажигалка инженер-майора Александра Семёновича Анфимова. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска
Изготовлена вручную, корпус из латуни, детали механизма – из жести. Снабжена ручной дарственной гравировкой на корпусе «Инженер-майору А.С.Анфимову. 15/II 1944 г.»
Крышка самодельной латунной зажигалки инженер-майора А.С.Анфимова с ручной дарственной гравировкой «На память от Алексеев», изготовлена 15 февраля 1944 года. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска
Портсигар старшего инженер-фортификатора 36-го УОС РГК Александра Семёновича Анфимова. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
Экземпляр изготовлен вручную из алюминия. Снабжён ручной дарственной гравировкой с изображением знака «Гвардия» и надписью «Вперед, за Родину! В память Великой Отечественной войны инженер-майору А.С. Анфимову. 1941-1944 г.».
Портсигар старшего инженер-фортификатора А.С.Анфимова в раскрытом виде. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
На внутренней стороне крышки вручную выгравирована дарственная надпись «На добраю память от Ружмастера 56 и. сапе. б. Алексеева В.А.»
Часы инженер-майора А.С.Анфимова
Hamilton. Не на ходу. Секундная стрелка на отдельном циферблате. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска.
Часы от американской общественной организации Russian War Relief, вручались в качестве поощрения отличившимся воинам Красной Армии, начиная с 1944 года.
Организация существовала на пожертвования, в том числе и от американских коммунистов, и переправляла в СССР широкий спектр необходимых товаров – от бинтов и белья до книг, часов и военной экипировки. Товары поставлялись не по ленд-лизу, а как пожертвования на невозвратной основе.
Задняя крышка часов инженер-майора А.С.Анфимова
Hamilton от американской общественной организации Russian War Relief, 1944 год. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
На поверхности крышки есть гравировка «Геройскому народу СССР Рошен Уор Релиф США».