» » #День_Памяти_и_Скорби Фронтовик Александр АНФИМОВ – о первом дне войны

#День_Памяти_и_Скорби Фронтовик Александр АНФИМОВ – о первом дне войны

ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ, РОВНО В ЧЕТЫРЕ ЧАСА...
 #22июня1941 #ДеньПамятииСкорби #МыПомним
Фронтовик Александр АНФИМОВ – о первом дне войны
 
Военный инженер Александр Семёнович АНФИМОВ был одним из первопроходцев Железногорска. На заре секретной стройки он работал в Управлении строительства п/я 9, затем в Красноярском отделении ВНИПИЭТ. Его доскональное знание строительного и проектного дела дополнял большой опыт, в том числе и фронтовой.
Великую Отечественную войну Александр Анфимов прошел от начала до конца и день 22 июня 1941 года даже через много лет помнил во всех подробностях. Его рассказ о начале войны опубликован в альбоме «Бойцы вспоминают минувшие дни», выпущенном комсомольцами отдела генплана ВНИПИЭТ в 1975 году к 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией. 
* * *
– С 1931 года я работал в системе Военпроекта ПВО в Минске. За два дня до нападения Германии меня направили в командировку в Польшу, в город Белосток. Прибыв на место, я остановился в старинном особняке на центральной площади рядом с костелом. 
В субботу 21 июня вокруг костела был устроен пышный крестный ход с хоругвями, крестами и массой празднично разодетого народа. А ранним утром воскресенья, в четыре часа, я проснулся от ужасного грохота. Казалось, что меня подбрасывает вместе с кроватью. Так, собственно, и было – бомбы взрывались недалеко от дома. 
Быстро одевшись, я выскочил на улицу. В дверях стоял полковник – начальник Дома Красной Армии и смотрел на небо. На вопрос, что все это значит, он коротко ответил: «Война!» И добавил: «Все работы кончить и ехать в Минск!» 
 
Наскоро собрав вещи, я поехал на вокзал, который, к моему удивлению, оказался пуст – ни паровозов, ни вагонов. Не зная, что и делать, я пошел в квартирно-эксплуатационную часть гарнизона. Начальник КЭЧ сказал, что за городом, в нескольким километрах, формируется состав для эвакуации семей командиров. Когда я подошел к составу, он был весь забит народом. Пришлось сесть в товарный вагон. Поезд тронулся.
Под вечер под городом Волковыском состав вдруг остановился на подъеме. В небе появилась группа самолетов, которая быстро приближалась к эшелону. С неба на нас посыпались бомбы и раздались пулеметные очереди. Кругом грохотало, земля стонала от взрывов... 
Когда, наконец, наступила тишина, я выбрался из ямы, в которой укрылся от бомбежки, и огляделся. Паровоз был разбит. Из котла вырывались струи пара и воды. Вдоль эшелона и под вагонами лежали убитые и раненые. Вместе с другими уцелевшими я помогал пострадавшим, чем мог. Через некоторое время прибыл санитарный поезд; подцепили паровоз, и растерзанный эшелон снова тронулся в путь. 
 
В Минск прибыли на следующее утро. Перед моими глазами предстало страшное зрелище: это был уже не город, а пылающий костер. Население в спешке покидало обжитые места. Около здания Военпроекта была навалена пылающая груда чертежей, трудовых книжек, и единственный оставшийся от секретного отдела человек попросил меня подписать акт о сожжении документов.
Военкомат, куда я направился, эвакуировался в лес, и все время менял место дислокации. В районе Смолевичей дорога была перерезана немецким десантом, который обстреливал шоссе из минометов и пулеметов. Мимо проезжала колонна грузовиков с солдатами. В толпе военных я узнал комбата нашего строительного батальона. Он сказал, что не знает дороги и попросил дать ориентиры. И снова мы едем через пылающий Минск...
 
Через некоторое время показался дорожный указатель на Могилев. По пути пришлось пересесть в военную машину и направиться в могилевский военкомат. Там тщательно просмотрели мой военный билет и другие документы и велели двигаться в Дорогобуж, а оттуда, до дальнейших указаний, – в Вязьму. 
Во время разговора в штаб вошел заместитель командующего и приказал всех офицеров, в том числе и меня, направить в резервный полк. Вскоре мне предложили ехать в Москву для поступления в Военно-инженерную академию. После ее окончания я был направлен в 6-ю саперную армию, где получил приказ принять саперный батальон. 
 
* * *
Командиром 1469 отдельного саперного батальона Александр Анфимов был назначен в феврале 1942 года. Его бойцы возводили оборонительные сооружения в районе Старобельска Луганской области (Донской фронт). 
 
К осени 1942-го батальон Анфимова перебросили на Сталинградский фронт, где Александр Семенович работал прорабом и старшим инженером участка на строительстве Сталинградских оборонительных рубежей. Интересно, что заместителем командующего6-ой саперной армией в это время был Аркадий Андреев, будущий главный инженер, а затем и руководитель Управления строительства п/я 9. Через восемь лет Анфимов и Андреев встретятся на секретной стройке советского атомного проекта под Красноярском.
 
С 1943 года Александр Семёнович какстарший инженер-фортификатор 36-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного Командования участвовал в строительстве всех рубежей Юго-западного фронта и 3 Украинского фронта, руководил наведением мостов и переправ для наступающих на Запад частей Красной Армии. 
За самоотверженный труд и выполнение боевых задач инженер-майор А.С.Анфимов награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
 
В фондах МВЦ хранятся личные вещи А.С.Анфимова времен Великой Отечественной войны: самодельный алюминиевый портсигар и латунная зажигалка с дарственной гравировкой, а также наградные часы «Hamilton» американского производства за отличную службу.
 
Эти фронтовые реликвии Александр Семенович передал в формирующиеся фонды музея истории Красноярска-26 в 1987 году.
 
#75летПобеды  #Победа75  #Железногорск  #территориякультурыросатома  #годпамятииславы  #онисражалисьзародину #ПамятиГероев2020  #Судьбасолдата
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана КОРШУНОВА.
 

Александр Семёнович АНФИМОВ – старший инженер-фортификатор 36-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного Командования
 

Наградной лист Александра Семёновича Анфимова к медали «За боевые заслуги». Информация сайта «Подвиг народа»
 
Зажигалка инженер-майора Александра Семёновича Анфимова. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска
Изготовлена вручную, корпус из латуни, детали механизма – из жести. Снабжена ручной дарственной гравировкой на корпусе «Инженер-майору А.С.Анфимову. 15/II 1944 г.» 

 
Крышка самодельной латунной зажигалки инженер-майора А.С.Анфимова с ручной дарственной гравировкой «На память от Алексеев», изготовлена 15 февраля 1944 года. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска
 


Портсигар старшего инженер-фортификатора 36-го УОС РГК Александра Семёновича Анфимова. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
Экземпляр изготовлен вручную из алюминия. Снабжён ручной дарственной гравировкой с изображением знака «Гвардия» и надписью «Вперед, за Родину! В память Великой Отечественной войны инженер-майору А.С. Анфимову. 1941-1944 г.».
 
Портсигар старшего инженер-фортификатора А.С.Анфимова в раскрытом виде. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
На внутренней стороне крышки вручную выгравирована дарственная надпись «На добраю память от Ружмастера 56 и. сапе. б. Алексеева В.А.»

 
 
Часы инженер-майора А.С.Анфимова
Hamilton. Не на ходу. Секундная стрелка на отдельном циферблате. Из фондов "Музейно-выставочного центра" Железногорска.
Часы от американской общественной организации Russian War Relief, вручались в качестве поощрения отличившимся воинам Красной Армии, начиная с 1944 года.
Организация существовала на пожертвования, в том числе и от американских коммунистов, и переправляла в СССР широкий спектр необходимых товаров – от бинтов и белья до книг, часов и военной экипировки. Товары поставлялись не по ленд-лизу, а как пожертвования на невозвратной основе.

 
Задняя крышка часов инженер-майора А.С.Анфимова
Hamilton от американской общественной организации Russian War Relief, 1944 год. Из фондов «Музейно-выставочного центра» Железногорска.
На поверхности крышки есть гравировка «Геройскому народу СССР Рошен Уор Релиф США».

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат