Тайны древнего идола

ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ИДОЛА

Изучение археологических памятников Северного Приангарья имеет почти 300-летнюю историю. Тем не менее, исследования региона постоянно связаны с новыми открытиями, знаменательным из которых является обнаружение Усть-Тасеевского культового комплекса.
С 1993 года на базе «Музейно-выставочного центра» работал археологический отряд «Следопыты Сибири», под руководством научного сотрудника музея Юрия Гревцова. С разрешения Российской академии наук по второй форме «открытого листа» школьно-студенческий отряд занимался поиском и обследованием культовых памятников Сибири. 
Пять лет отряд работал над исследованием Усть-Тасеевского культового комплекса. Его капище принесло музею великолепную коллекцию предметов бронзовой пластики вооружения, украшений и предметов ритуального использования скифского времени таежной Ангары.
На основе полученной археологической коллекции была создана экспозиции «Древнее прошлое Красноярского края». Центральную часть украсила копия маски из папье-маше, снятая с каменного идола, «хозяина» сибирской тайги, приоткрывшего нам свои тайны.
 
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
В 1975 году совместная археологическая экспедиция Иркутского Государственного университета под руководством профессора Г.И. Медведева и Красноярского Государственного пединститута под руководством профессора Н.И. Дроздова проводила разведку в нижнем течении реки Ангары. На левом берегу реки Тасеевой (по информации местного жителя 
Н.В. Коробейникова из п. Первомайск Мотыгинского района Красноярского края) было обнаружено каменное изваяние человека, самое северное из известных в Азии. Рядом с ним был выявлен петроглиф в виде личины. Участниками отряда была произведена фотофиксация объекта, скопировано изображение личины. Данное местонахождение определено как культовое место.
В 1992 году Музейно-выставочный центр Железногорска (тогда ещё музей истории города) снарядил свою первую археологическую экспедицию под руководством научного сотрудника Юрия Гревцова – профессионального археолога. Основной задачей была разведка места для базовых раскопок с целью сбора подъемного материала для организации музейной экспозиции.
Из воспоминаний Ю.Гревцова:
«В 1987- 88 годах мне уже приходилось в тех местах бывать в составе разведочного археологического отряда Красноярского пединститута с товарищами-археологами (тогда ещё студентами) А. Ю. Тарасовым, В. Г. Буториным и А. А. Бочкарёвым. Но всё равно представление о районе исследования было весьма приблизительное. Начали мы разведку сверху по течению реки Тасеевой — крупнейшему притоку Ангары. И сразу - удача. На мысе Арбан увидели то, что до нас никто не замечал: культовые очагиIV-I веков до н. э. В них древние сжигали предметы, принесённые в дар своим богам и духам местности.
Но главной задачей (это уже мы между собой определили) был поиск каменного идола в устье реки Тасеевой.
Прошли мы со сплошным обследованием участок реки до Первомайска. И Коробейникова Николая Васильевича сыскали. В летах мужчина, но, к счастью, жив и здоров. Только вот лодку его весной ледоходом затёрло — следовать с нами до места не может. Однако направление приблизительного поиска указал.
Спустились мы вниз по реке от посёлка попутным катером. Здесь надо сказать, что устье реки Тасеевой по ширине своей не уступает Ангаре, и, когда идешь по берегу, не замечаешь, что уже в Ангару вышел. Ориентир — сопка, тоже примета ненадежная, так как весь берег — одна сплошная приустьевая сопка. Словом, решили мы не с берега, а из леса каменное изваяние искать, по всему приустьевому хребту. Наметили участок поиска и маршрут движения.
Не зря говорят: «Удачный старт — удачный финал». Уже в обед следующего дня наш мини- отряд ликовал по случаю победы.Из глубины естественного скального амфитеатра, с крупного известнякового монолита на нас глядело (правда, весьма враждебно) лицо бородатого «хозяина» сопки.
Мы принялись за работу. Предстояло произвести точную топографическую съёмку, измерить удаление объекта от реки и определить высоту местонахождения над уровнем воды в реке. Словом, привязаться на местности.
Выбрали азимут и — с рейкой вниз к реке. Застолбились на берегу: 400 метров до берега, 100 метров над уровнем воды в реке. И по азимуту, для контроля, назад, в гору. Поднимаемся: «Ёк-макарёк» — мимо! Ну, в тайге бывает. Снова вниз и вверх к идолу опять мимо. И в третий раз — то же самое.
Пацаны на меня косятся как-то уже недобро. Сели передохнуть на скале. Я всё компас костерю. Достаю его снова. И тут только замечаю, что по компасу у меня юг на восток уехал. Встаю, отхожу от скалы - юг становится на место. Сажусь на камень - опять юг на восток. Мама родная! — магнитная аномалия.
Уже позже, работая стационарной экспедицией, отыскали мы и ржавые ручьи у подножия горы, разглядели, что все крупные деревья на вершине молнией побиты. Да и сами не раз наблюдали в грозу, как разряды в то самое место целят. Словом, магнитная аномалия.
При съёмке останцев скальной гряды начал я промерять высоту одного небольшого грота. А он неудобный такой, узкий - в него только ползком на спине. Протиснулся, рулетку мотаю. Вдруг, что такое? В бок мне что-то острое уперлось. Я рукой шарю, думал - камень какой острый. Перехватил помеху за спиной, тяну. А как вытянул — заверещал бронзовый нож с кольцевым навершием и изображением оленя на рукоятке! Сохранность — хоть сейчас на музейный стенд.
Развернулся лицом вниз, чтобы грунт видеть, и назад. Заполз, разгрёб хвою. На поверхности почвы угадываются угольки мелкие. И тут же три клыка медведя обожжёные, наконечник стрелы из бронзы, фрагменты сожжёных костяных изделий и роговая бусина. Вылез я из скальной ниши, сел у входа и хохочу от радости. Пацаны мои работу побросали, стоят, смотрят на меня непонимающе, думают, наверное: «готовое дело — белая горячка».
Я тогда ещё не знал, что только в этой, одной из многих трещин гряды, мы будем работать два полевых сезона. Что привычная методика раскопок окажется бессильной перед огромной концентрацией находок. И что будем мы не копать, а мести грунт щетками в мешки и таскать его на себе к реке. И промывать отвал на стальной сетке, чтобы ни одна бусина, ни один фрагмент наконечника стрелы не ушли незамеченными…»
 
УСТЬ-ТАСЕЕВСКИЙ КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС
 
По материалам раскопок 1992-95 годов Усть-Тасеевский культовый комплекс включает в себя:
- каменное антропоморфное изваяние;
- петроглиф «личина»;
- петроглиф «круг» (разрушенный);
- два скальных грота - жертвенника;
- скальные останцы естественного происхождения, антропоморфного облика;
Культовый комплекс находится на высоте 42 метра от среднего уровня воды в р.Тасеева и в 370 метров от уреза воды, на восточном склоне приустьевой сопки. Основной фигурой является изваяние, самое северное из известных в Азии каменных изваяний эпохи раннего железного века. Основу изваяния составляет верхняя часть каменного останца цокольного фрагмента гряды в виде уплощенного валуна, находящегося в вертикальном положении. Видимая над земной поверхностью высота объекта – 152 см. На боковой грани валуна имеется рельефное скульптурное изображение лица мужчины европеоидного облика.
В то время в Сибири жизнь, как говорится, бурлила. Происходили процессы образования современных коренных народов. Один антропологический тип населения сменял другой. Племена приходили и уходили, погибали, сливались с другими и дробились.
Усть-Тасеевский идол, благодаря неординарности своего местоположения, не оставался без внимания. На протяжении 600-700 лет люди, замечая, что молнии бьют в одно и то же место, несли "хозяину" в дар колчаны своих стрел, так как считали грозовые разряды стрелами неба. Сменяя друг друга, племена считали «хозяина» своим. А поскольку внешний облик населения Приангарья изменялся, менялся и лик идола.
Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально был "хозяин" европеоидом. Изготовили идола в высокохудожественной технике рельефной выбивки, с прошлифовкой — по-видимому, в скифское время (по имеющейся в науке точке зрения в IV-II вв. до н. э. сибирские скифы были европеоидами).
В более позднее время идол несколько изменил свой облик. На лице появились следы совершенно иной техники — глубокого прорезания. В первую очередь пострадали глаза. Чья-то не совсем твердая рука придала им зауженный азиатский разрез.
Ну а третья «реставрация» была уже совсем незначительной. Датируется она временем прихода в Сибирь русских. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок.
 
ЖЕРТВЕННИКИ
Естественные скальные полости гряды – грот №1 и грот №2 – являлись главными местами проведения ритуальных практических действий на культовом комплексе.
Выявленный внутри скальных гротов многочисленный археологический материал можно разделить на следующие группы: 1) оружие (каменные, костяные и металлические наконечники стрел, роговые обоймочки-муфты наконечников, фрагменты древков стрел; металлические ножи и топоры кельты);2) бронзовые зеркала; 3) элементы сбруи и ременной фурнитуры (металлические псалии, блоки параллельного и перпендикулярного соединения ремней, пряжки, ременные накладные бляшки и подвески); 4) фрагменты черепов медведей и лосей со следами обрядовых действий (отчленение нижних челюстей); 5) ритуальные предметы (два роговых навершия «шаманской короны» из рога оленя с гравированным орнаментом и элементами креплений. А также фрагменты слюдяных зооморфных пластин, по-видимому изготовляемых для разовых обрядовых процедур (в силу хрупкости материала).
Вся коллекция находок Усть-Тасеевского культового комплекса, по известным аналогиям, может быть датирована VIII — I вв. до н. э.
Все предметы несут на себе следы термического воздействия различной степени. Учитывая данный фактор и видовой набор артефактов, степень концентрации и характер их месторасположения, можно сделать вывод об использовании их в сакральных целях. Скальные гроты являлись жертвенными местами, где привносимые предметы подвергались пирогенному воздействию (сжигались/обжигались).
При анализе наиболее массовой группы находок — предметов вооружения — обращает на себя внимание значительное количество на алтарях трехлопастных бронзовых наконечников стрел (51 экз.) и роговых муфт для составной оснастки стрел каменными и металлическими наконечниками. И в том, и в другом случае не вызывает сомнений факт местного массового производства популярных расходных предметов вооружения.
В материалах комплекса находки, относящиеся к оснащению ременной (или сбруйной) фурнитуры, статистически занимают второе место после предметов вооружения, принесенных в качестве подношений на очаги-алтари. 206 предметов из коллекции материалов памятника являются элементами ременной фурнитуры.
Самой многочисленной группой реалистичных изображений в коллекции материалов Усть-Тасеевскогокультового комплекса являются бляшки, выполненные в виде парных голов хищных птиц.
Именно предметы ременной фурнитуры на сегодняшний день являются наиболее часто встречаемыми деталями оснастки воинского пояса в известных святилищах скифской эпохи Северного Приангарья. Что, в свою очередь, свидетельствует о «моде» на бабочковидные украшения пояса на территории Северного Приангарья в 1 тыс. до н. э.
Таким образом, есть все основания полагать, что одним из наиболее значимых ритуалов на Усть-Тасеевском культовом месте являлись действия, связанные с сожжением на алтарных очагах гротах оснащенных боевых поясов.
По результатам полевого исследования структурных элементов комплекса, анализа археологической коллекции были сделаны следующие выводы:
-Усть-Тасеевский культовый комплекс – представляет собой классическое воинское святилище периода раннеклассового общества; по материалам которого можно проследить факты выделения из древних традиционных промысловых культов элементов обрядовой практики раннеклассовых обществ.
- данный памятник является опорным в изучении как эпохи раннего железа в целом, так духовной культуры и обрядовой практики древнего населения региона, в частности;
- в силу консервативности духовной культуры древнего таёжного населения объект использовался длительное время - от середины I тыс. до н.э. до 18-19 вв. н.э.
Территория Северного Приангарья в эпоху раннего железного века не являлась изолированной периферией азиатской части скифского мира. Населению Приангарья хорошо были знакомы социальные процессы, составляющие основу принципов раннеклассового общества – военной демократии. Представляется очевидным наличие постоянно действующих культурных контактов с сопредельными территориями. Почитание классических для скифского мира идеограмм через образцы изобразительного искусства малых форм, тиражирование их и дальнейшее развитие этих образов на местной основе заставляют рассматривать древнее население Северного Приангарья как носителей основных позиций традиционного мировоззрения азиатского скифского мира.
 
СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В 1996 году в фонды музея была принята археологическая коллекцияв количестве 654 единиц хранения. Сотрудниками музея была проведена атрибуция предметов, составлена картотека, произведена фото-фиксация.
С целью популяризации историко-культурного наследия нашего края были проведены выставки на региональных музейных форумах, международных биеннале, в зарубежных выездных экспозициях с использованием инновационных приемов и методик.
На основе стационарной археологической экспозиции музея «Древнее прошлое Красноярского края» проводятся авторские экскурсии, игровые и интерактивные занятия, для разных возрастных и социальных категорий горожан.
Осуществляется пропаганда краеведческих знаний среди населения, с помощью создания научно-популярных фильмов и роликов по материалам раскопок, издания сборников и буклетов на основе научных исследований сотрудников музея.
Был создан видеофильм «Навстречу прошлому», рассказывающий об изваянии и находках. Был выпущен сборник «Тайны Среднего Енисея», материалы которого используются при подготовке к семинарам и научным докладам по данной тематике. Экскурсии знакомят жителей города с артефактами, пробуждают познавательный интерес к изучению древнего прошлого человечества, истории, формируют представление об истории Приенисейской Сибири, как о значимой части истории России и мира, через изучение первобытной и средневековой истории и археологии края.
Материал подготовила зав. отделом «Музейно-выставочного центра»
 Оксана Костенко
 
      1. Гревцов Ю.А. Воинские пояса скифской эпохи Северного Приангарья по материалам Усть-Тасеевского культового         
         комплекса.// Археологические исследования древностей нижней Ангары и сопредельных территорий. КККМ Красноярск,
         2013.Дроздов Н. И., Гревцов Ю. А., Заика А. Л. Усть-Тасеевский культовый комплекс на Нижней Ангаре // Древнее искусство в
         зеркале археологии. Кемерово, 2011.
    2.  Гревцов Ю. А. История открытия // Тайны Среднего Енисея.   
         Железногорск, 1996.
    3.  Гревцов Ю.А. Отчет в Отдел полевых исследований Института археологии 
        РАН. «О проведении разведочных работ в Мотыгинском районе 
        Красноярского края в 1993 г.». МВЦ. Железногорск, 1993.
    4.  Дроздов Н.И.Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного 
        Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. 
        М., 1990.
 
Усть-Тасеевский идол
 
Грот-жертвенник №1

Грот-жертвенник №2

Петроглиф "Личина"

Схема Усть-Тасеевского культового комплекса(общий вид)

Усть-Тасеевский культовый комплекс

Александр Тарасов и Юрий Гревцов, изучают находки Усть-Тасеевского культового комплекса.1994 г.
Бляха в виде изображения собаки (бронза)

Юрий Гревцов передает находки в фонды музея

Бляха в виде изображения собаки (бронза)

Бляшка в виде изображения двух пар головок грифонов (бронза)

Бронзовое зеркало

Нож (бронза)

Пуговичная солярная бляшка(бронза)

Бабочковидные бляшки. Стилизованные изображения пары головок грифонов (бронза)

Бронзовые зеркала, бляшки, ременные соединения, пряжки в виде зверей (бронза)

Каменные, костяные и железные наконечники стрел, кельты, ременная фурнитура, застежки, пряжки, бронзовые ножи

Роговое навершие шаманского посоха

Фрагмент экспозиции музея


Интерактивная игра на базе экспозиции

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат