» » #судьбасолдата #75летПобеды Прокопий ГЕЦ: АВТОГРАФ НА РЕЙХСТАГЕ

#судьбасолдата #75летПобеды Прокопий ГЕЦ: АВТОГРАФ НА РЕЙХСТАГЕ

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

Прокопий ГЕЦ: АВТОГРАФ НА РЕЙХСТАГЕ
В памяти Железногорска Прокопий Лукич Гец (1919-1999) остался сразу в нескольких ипостасях: как руководитель городской художественной мастерской, как автор многочисленных пейзажей, украшавших общественные интерьеры Красноярска-26, и как историограф литературного движения закрытого города.
Скромный и застенчивый по натуре, в глазах современников он был удивительно цельным и солнечным человеком. Даже главные даты его жизни – рождения и смерти – сложились в стройную комбинацию из девяток и единиц. Такое, согласитесь, дается не каждому.
Это ощущение внутренней гармонии помогло молодому художнику пережить войну, не утратив интереса к жизни. В Красной Армии старшина технической службы 355-го истребительного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 181-й истребительной авиадивизии 3-го штурмового авиационного Минского корпуса Прокопий Гец отслужил шесть лет, с 1940-го по 1946-й. Воевал в составе Забайкальского и Первого Украинского фронтов. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
Одним из самых удивительных поворотов судьбы Прокопий Лукич считал то, что ему, пареньку из иркутской деревушки, выпал случай пройти пол-Европы и расписаться на Рейхстаге. Как знать, может быть, из этой самой победной надписи на стене вражеской цитадели и вырос его талант художника-оформителя...
 
РИСУЮТ МАЛЬЧИКИ ВОЙНУ...
Прокопий Лукич Гец родился 19 июля 1919 года в деревне Левый Гарьен Тулунского района Иркутской области. С малых лет любил сочинять истории, пробовал писать рассказы, но еще больше его душа лежала к рисованию. Поэтому после окончания девяти классов средней школы в 1937 году юноша поступил в Иркутское областное художественное училище. Получить диплом ему так и не удалось: в 1940-м Прокопий ушел служить в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и в рядах Военно-воздушных сил РККА прошел всю войну.
Но художник не был бы художником, если бы во время службы не пытался запечатлеть мгновения армейских будней. В тетради для эскизов, оставшейся со времен Иркутского училища, авиамеханик Гец делал зарисовки курсантов авиашколы и сослуживцев по авиаполку, писал автопортреты и пейзажи. Использовал все, что было под рукой – карандаш, тушь, акварельные краски. 
Свой фронтовой альбом Прокопий Лукич будет хранить всю жизнь и в начале 1990-х годов передаст реликвию в городской музей – вместе с воспоминаниями о своем фронтовом пути. Эти простые, во многом наивные, но всегда искренние рисунки и слова трогают душу ничуть не меньше громких фраз. 
 
ОТ МОНГОЛИИ ДО ГЕРМАНИИ
«В середине 1940 года в воздухе уже вовсю пахло войной, –писал Прокопий Гец. – Многие студенты бросали учебу и добровольно уходили в армию. Вот и мы, трое студентов Иркутского художественного училища, с третьего курса отправились в военкомат.
Я попал служить в Монголию, в 145-й истребительный авиаполк. Там еще тлели огни боёв Хасана и Халкин-Гола. Армии не хватало специалистов, и их лихорадочно готовили, набирая молодежь. Так я попал в ИВАШАМ – Иркутскую военную авиационную школу авиационных механиков. Там 22 июня 1941 года безоблачным солнечным днем мы узнали, что началась война.
В нашей жизни разом все перевернулось. На страну навалилось тяжелое бремя лишений и невзгод. Трехлетнюю программу обучения в авиашколе мы прошли за год и в 1942-м оказались на Маньчжурской ветке, где формировались маршевые авиаполки. Полуголодные, со старой техникой, мы стояли против хорошо оснащенной миллионной Квантунской армии в боевой готовности номер один. По ночам рыли укрепления, днем обслуживали учебные полеты. Круглые сутки тренировались действовать по тревоге. Эти бесконечные сигналы и подъемы невероятно изнуряли.
А японцы наглели с каждым днем. Их самолеты безнаказанно летали до Читы. Советские зенитки не могли их достать, а фанерные самолетики из нашего полка поднимались лишь на тысячу-две тысячи метров. Да и на провокации нельзя было отвечать, чтобы не вызвать войны на Дальнем Востоке. Она для страны в то время была чревата тяжкими последствиями. Вот так, скрежеща зубами, Забайкальский фронт сдерживал японца. И не только сдерживал, но и накапливал силы, учился воевать, оснащался новой техникой. 
Когда немцев разбили под Сталинградом, стало полегче. Уже была возможность отправлять обученные соединения на Западный фронт. В августе 1944 года воевать с немцами отправили и нашу дивизию. В составе 355 истребительного авиаполка я проехал в эшелоне через всю Россию. 
В Курске получили новенькие Як-3 и Як-9 и почти сразу в бой. В составе Первого Украинского фронта брали Сандомирский плацдарм в Польше. Немецкая авиация к тому времени уже потеряла инициативу, но еще огрызалась. Днем немцы летать побаивались ввиду нашего превосходства в воздухе, а по ночам активничали. 
В одну из таких ночей разбомбили наш аэродром. Были потери матчасти и жертвы среди личного состава. В другой раз я вместе с ребятами спасал боевую технику от немецких десантников, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». 
Наши молодые летчики не потерялись на Западном фронте. Воевали как надо! С боями прошли всю Польшу. 355-й истребительный авиаполк командование наградило орденами Александра Невского и Кутузова. Мы летали освобождать Прагу. Гнали фашистов по всей Германии. Войну закончили в 200 километрах от Берлина. Но на Рейхстаге я все-таки расписался!
Три с лишним месяца, с конца июля по начало октября 1945-го, полк стоял в столице освобожденной Венгрии городе Будапеште. Когда вернулись на родину, нас расквартировали в Крыму. А в 1946 году я демобилизовался.
Люди военного времени всегда были для меня примером. Такие, как наш комполка Иван Лукьянович Смирнов, летчики и техники 355-го ИАП. Скромные и самоотверженные, они были героями на войне и в послевоенное время, восстанавливая страну из руин. Об их подвигах потомки должны знать и помнить!»
Выписка из наградного листа по представлению Прокопия Геца к медали «За боевые заслуги»: «С 12.01.1945 г. старшина Гец Прокопий Лукич обслужил 106 самолетовылетов, из них 92 на боевые задания без единого отказа материальной части. Самоотверженно трудясь, обеспечивал постоянную боеготовность самолета командира полка.
Умело и быстро произвел ряд трудоемких работ в ночное время. Заменил Р-7, магнето, троса триммера, троса руля поворота. Работу свою организует продуманно, тем самым добивается быстроты и надежности ремонта, выполнения регламентных работ. 
Образцовую работу на самолете совмещает с общественной, является комсоргом управления полка. Является примером и в дисциплине, и в труде. Оказывает помощь другим механикам звена управления полка».
 
ПЕСНЯ О ГОРОДЕ
В Красноярск-26 Прокопий Гец приехал в 1956-м – зрелым семейным человеком. И влюбился в этот город с первого взгляда: в душе он был все тем же мальчишкой-романтиком, что и в юности.
Работать устроился по специальности, в художественно-шрифтовой цех Промкомбината. Молодому растущему городу требовалось современное оформление, кадров же, напротив, отчаянно не хватало. Умения и навыки новичка быстро оценил директор Промкомбината Нащенко, назначив его сначала бригадиром, а затем, в 1959 году, и заведующим цехом. 
В оформительском деле Прокопий Гец нашел свое призвание. За 20 лет его руководства городской художественной мастерской здесь сложился уникальный творческий коллектив единомышленников, стараниями и заботами которых Красноярск-26 превратился в картинку. Такими со вкусом оформленными витринами, нарядными фасадами зданий, стильными интерьерами торговых и общественных пространств мог похвастаться далеко не каждый город. 
А разнообразие воплощения творческих идей просто поражало воображение. Умельцы из художественной мастерской владели техниками чеканки, стенной росписи, гальванопластики, резьбы по дереву, делали витражи, создавали объемные декоративные панно из мозаики, керамических элементов, раскрашенного бетона, макраме. Железногорск был буквально наводнен произведениями искусства! Живописные работы руководителя мастерской Геца тоже «расселились» по всему городу. 
Таланты Прокопия Лукича проявлялись не только в живописи.  Прозаик Гец нашел единомышленников в созданном в 1957 году литобъединении, получившем впоследствии название «Октябрь», и с тех самых пор стал одним из самых активных его участников. Рассказы П.Геца, посвященные фронтовому прошлому и его любимому Красноярску-26, публиковались в городском литературном сборнике «В тайге» (1961), в краевых газетах и в альманахе «Енисей»(1974, 1983, 1984). В 1970-е годы в свет вышел его авторский сборник «Дни без солнца». Символично, что Прокопий Гец в конце 1970-х годов стал редактором рукописного альманаха «Октябренок» и историографом литературного движения в Красноярске-26.
После выхода на заслуженный отдых в 1980 году Прокопий Лукич своим увлечениям не изменял. Работал художником-оформителем в Центральной городской библиотеке имени Горького, в школах №102 и №97, писал художественно-документальные статьи, посвященные истории города. Мечтал выпустить книгу о мастерах Железногорска, с которыми два десятка лет работал в художественной мастерской.
Прокопий Лукич ушел из жизни в 1999 году, оставив о себе добрую память. В 1994-м, когда в Красноярске-26 кипели страсти по новому наименованию города, романтик Гец предложил назвать его Светлогорском. Он всегда и во всем искал светлые стороны...
 
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана Коршунова.
 Фотографии, документы и рисунки П.Л.Геца из фонда Музейно-выставочного центра Железногорска
 
#75летПобеды  #Победа75  #Железногорск  #территориякультурыросатома 
#годпамятииславы  #онисражалисьзародину
 #ПамятиГероев2020 #Судьбасолдата
 
Источник:
Гец Прокопий Лукич [Электронный ресурс] / Литературная карта Красноярского края. – Режим доступа: https://litkarta.kraslib.ru/cgi-bin/irbis64r/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?I21DBN=ATHRA_LITER&P21DBN=ATHRA&C21COM=S&S21ALL=<.>I=ГеПЛ-025199<.>&S21FMT=ath_liter, свободный. – Загл. с экрана.


Заведующий городской художественной мастерской Красноярска-26, член городского литературного объединения Прокопий Лукич Гец, 1970 год

Редкое фото. Весна 1941 года. Военнослужащие 145-й авиабазы ВВС РККА в Монголии. Красноармеец Прокопий Гец стоит во втором ряду в будёновке и шинели.
 
Прокопий Гец, старшина технической службы 355-го истребительного авиаполка. Будапешт, 1945 г.
 
Прокопий Гец «Автопортрет».Забайкалье, 15 июня 1942 года
 
Благодарность командования старшине технической службы Прокопию Гецу за участие в прорыве обороны немцев на реке Нейсе и вступление в столицу Германии Берлин от 23 апреля 1945 года
 
«Автопортрет», «Механик Сумбатян». Рисунки из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)

 
«Мой моторист», «Покелюхин москвич». Рисунки из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)

 
Выписка из приказа по представлению Прокопия Геца к медали «За боевые заслуги». Информация сайта «Память народа»
 
Рисунки из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)
 
Борисов из автороты, странник по Монголии, весна 1941 года. Рисунок из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)
 
Рисунки из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)
 
Маша, 1942 г. Рисунок из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)

 
Рисунки из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)
 
Механик Рыбка Вовка. Рисунок из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)
 
Прокопий Гец Автопортрет в лазарете, 1943 год
 
Моторист Душков. Рисунок из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946)

В День Победы. Весна 1945 года. Рисунок из альбома П.Л.Геца «От Монголии до Германии» (1941-1946) 
 
Прокопий Гец, старшина технической службы 355-го истребительного авиаполка, 1945 г.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат