Михаил ЛЯСКОВСКИЙ: МАРШРУТ ПОСТРОЕН
8 мая исполняется 96 лет со дня рождения Михаила Сергеевича Лясковского – первопроходца города, Заслуженного строителя РСФСР, заместителя главного инженера КО ВНИПИЭТ. Этому человеку Железногорск обязан многим. Градостроитель от бога, Михаил Лясковский был одним из авторов генерального плана перспективной застройки города. Это он вместе со своими коллегами определил вектор, по которому Красноярск-26 несколько десятилетий успешно рос и развивался.
В рабочий поселок при комбинате №815 по наработке оружейного плутония Михаил Сергеевич приехал в 1952 году из Москвы. Сибирский климат и суровые условия работы не испугали столичного жителя: к своим 28 годам он прошел школу мужества на фронтах Великой Отечественной войны. Радист отдельной роты воздушного наблюдения, оповещения и связи Лясковский был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Исполнив свой воинский долг, он выбрал самую мирную профессию на земле – стал строителем и посвятил этому созидательному делу более сорока лет своей жизни.
ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН
Михаил Лясковский родился 8 мая 1924 года в Витебске в семье научного работника, преподавателя высшей школы. Отец, Сергей Антонович Лясковский, был учеником Р.Ю.Виппера – ведущего историка Московского университета. В 1911 году он с дипломом I степени окончил курс всеобщей истории на историко-филологическом факультете и шесть лет по рекомендации профессора Виппера работал с ним на кафедре. В советское время Сергей Антонович преподавал в вузах Витебска, Минска, Самарканда. В 1931 году историку Лясковскому предложили место в Московском педагогическом государственном университете имени Ленина, и семья переехала в столицу.
Восьмилетний Миша в 1932 году поступил в среднюю школу №248. Учеба давалась ему легко, он был любознателен, залпом глотал книги из отцовской библиотеки, любил рисовать. Как многие его сверстники, ходил заниматься в пулемётный кружок – призыв «Будь готов к труду и обороне!» как руководство к действию звучал по всей стране.
Когда началась война, Михаил окончил 9 классов. Немцы рвались к Москве, и комсомолец Лясковский вместе с одноклассниками по путевке Дзержинского райкома ВЛКСМ был направлен на строительство оборонительных сооружений. Три месяца, с 15 июня по 21 сентября 1941-го, они рыли противотанковые рвы и окопы под Вязьмой и Смоленском. В ноябре, когда враг подступил к столице совсем близко, возводили укрепрайон перед самой Москвой.
Красная Армия несла потери, но держала оборону на рубежах, сломав гитлеровский блицкриг. Старшеклассников отправили по домам. Миша поступил в школу экстерна при Союзе пенсионеров-работников научных учреждений и высшей школы и окончил ее в марте 1942-го, за четыре месяца. В апреле-мае учился в Московском высшем техническом училище имени Баумана. Параллельно, без отрыва от занятий, окончил курсы радистов. А 6 июня 1942 года из Дзержинского райвоенкомата Москвы Михаил Лясковский ушел на фронт добровольцем, сменив студенческий билет на красноармейскую книжку.
Он попал в радиослужбу – пригодились полученные на курсах навыки. Воевал на Западном фронте, затем, с марта 1944-го, на 3-м Белорусском фронте. Как старший радист 5-й отдельной роты воздушного наблюдения, оповещения и связи участвовал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.
В июле 1944 года начальник смены радистов Главпоста ВНОС фронта Михаил Лясковский был отмечен значком «Отличник ПВО» и награжден медалью «За боевые заслуги» – за своевременное получение донесений и оповещение охраняемых объектов о возможном нападении противника.
Вместе с боевыми частями младший сержант Лясковский освобождал Литву и ее столицу Вильнюс, брал прусский Кёнигсберг, который вскоре станет Калининградом.
В Красной Армии в общей сложности он отслужил пять лет, с 1942-го по 1947-й. Демобилизовался в звании сержанта. Поступил в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. А затем, защитив диплом по специальности «Промышленное и гражданское строительство», уехал из Москвы в далекую Сибирь.
ПОЗЫВНЫЕ ПОБЕДЫ
О своем фронтовом прошлом Михаил Сергеевич оставил краткие, но яркие воспоминания. «У большинства участников войны, – писал он, – архивы очень скромные: пара-тройка фотографий, несколько писем, кое-какие памятные сувениры. Уходят в прошлое детали, в памяти остаются только наиболее пронзительные события. Остальное сливается в общий поток военных будней, непрерывной ежесуточной напряженной работы...»
О том, чем именно запомнилась война московскому мальчику из интеллигентной семьи, в одночасье ставшему взрослым, лучше узнать из первых уст.
«Я часто вспоминаю начало войны, – писал Михаил Лясковский. – Плач женщин, провожавших на фронт мужчин. Работу на оборонительных сооружениях в июле-сентябре в районах Смоленска и Вязьмы, на окраинах Москвы. Тысячи кубометров земли, перекинутых нами, московскими комсомольцами допризывного еще возраста. Разбитые мосты и дороги. Немецкие самолеты в небе. Раненых, эвакуируемых в тыл...
Не забудется обожженный танкист с перебинтованной головой и руками и его слова: «Ничего, ребята, мы все равно победим. Только танков и автоматов нам побольше бы...»
В памяти навсегда осталась холодная зима 1941-42 года в Москве. Дежурства на крышах по ночам. Ускоренное прохождение за 4 месяца курса десятого класса – чернила замерзали на уроках... А после школы – занятия по радиоделу.
Лето 1942 года – действующая армия. Разведотдел штаба 49-й армии, радиослужба, подрывное, парашютное дело. Затем переформирование, 206-й запасной полк в Мытищах и снова на фронт – в части ПВО Западного фронта.
Круглосуточные дежурства за приёмником. В наушниках и на верньере настройки – три корреспондента, три армейских штаба ПВО. Ежесекундная готовность принять радиосводку о боевых действиях авиации противника. Радиопомехи, от которых холодный пот под гимнастёркой. И бешенство, и злость, если из-за хаоса посторонних звуков теряется приём. Обработка сводок, отражающих суточную активность «мессеров» и «юнкерсов». Охота за асами. Установление их пролёта (немцы очень педантичны) и радость, когда на проложенных нами маршрутах устанавливаются кочующие зенитные батареи и сбивают врага.
Зимой 1943 года на основании получаемых радиодонесений я зафиксировал ночные рейды истребителя-бомбардировщика «Ме-110» по фронтовым тылам и установил постоянство полетного маршрута. По моему представлению была развернута передвижная батарея зенитной артиллерии, которая сбила этот самолет в первую же ночь боевого дежурства. Экипажем сбитого «Мессершмитта» оказались офицеры, награжденные Железным крестом. За обеспечение этой операции мне объявили благодарность.
Вспоминаются боевые вахты той же зимой в период массированных налетов немецкой бомбардировочной авиации на Горький, Ярославль, Москву, стоившие нам колоссального нервного напряжения. Так немцы пытались отомстить нам за разгром под Сталинградом.
В период подготовки к операции «Багратион» по освобождению Белоруссии нашей частью была проделана большая работа по фиксации действий немецкой разведывательной операции, пытавшейся выявить места сосредоточения наступательной группировки Красной Армии. Предоставляемые нами радиоразведданные позволили советскому командованию направить немецкую разведку по ложному следу и скрыть сосредоточение наших танковых и механизированных ударных группировок.
Много лет спустя, читая историю Великой Отечественной войны, я понял, почему в 1942 году массу радистов, и нас в том числе, направили в ПВО. Появилась полная ясность, как по нашим данным расценивалась стратегическая обстановка на фронте.
Помнятся и неудачные попытки организовать взаимодействие нашей истребительной авиации с радиолокационной станцией кругового обзора. Причина неудачи – крайне малая разрешающая способность экрана радиолокаторов того периода.
Многие эпизоды не забываются. Та атмосфера предельной отдачи сил, в которой мы работали в землянках, в поле, в лесу. Друзья-товарищи из отделения, взвода, роты...
Но более всего вспоминаются последние дни войны и День Победы, встреченный нами близ Кёнигсберга. Ощущение радости, советские песни на всех диапазонах радиоприемников. Париж, Лондон, Вена, Рим – отовсюду звучали мелодии «Катюши», «Под звездами балканскими»!
Никогда не забыть и первое мирное небо, и первый гражданский день в Москве, когда мы вышли из военкомата – ещё в шинелях, но уже без погон. Началась мирная жизнь!»
ДРУЗЬЯМ НА ПАМЯТЬ ГОРОДА ДАРИТЬ
На секретную стройку в п/я 135 молодой специалист Лясковский прибыл в ноябре 1952 года. «Совершенно внове для меня, москвича, – вспоминал он, – была сибирская природа. Первая зима с ее морозами далеко за минус сорок показалась совсем не страшной. Валенки и полушубок (купленные более от испуга, чем по необходимости) – и можно спокойно жить и работать.
Наш город создавался методом десанта, основу которого составили выпускники московских и ленинградских институтов. Их знания и культурные навыки, соединённые с опытом местных жителей-сибиряков, на долгие годы определяли многие направления деловой и общественной жизни города...»
В Управлении капитального строительства Восточной конторы Михаил Сергеевич отработал шесть лет. Осуществлял технический надзор на строящихся домах и объектах соцкультбыта, вел приемку строительных работ, по ходу дела постигая премудрости профессии, которым в институте не учили.
«Сейчас кое-кто рассматривает нашу работу как подневольный, из-под палки, труд, писал Михаил Лясковский в начале 1990-х. – Это не так! Мы работали сознательно, с высоким чувством ответственности за порученное дело. И уходили домой не по звонку, а тогда, когда это было возможно. Я еще не вышел из стадии молодого специалиста, когда меня послали в командировку в головной институт – решать вопрос о проектировании котельной №1 для теплоснабжения города. Надо ли говорить, с каким настроем было принято это задание! Прошло много лет, а первая котельная исправно служит Красноярску-26».
В 1958 году начальник ПТО УКСа п/я 135 Лясковский был приглашен в филиал проектного института «Ленгипрострой» –будущее Красноярское отделение ВНИПИЭТ. Здесь Михаил Сергеевич проработает без малого четыре десятка лет и пройдет путь от начальника отдела до ГИПа и заместителя главного инженера КО ВНИПИЭТ по гражданскому проектированию.
В 1959-м он вместе с коллегами начнет разрабатывать генеральный план развития города, уходя от поквартальной застройки к микрорайонному принципу, и успешно пройдет проверку на зрелость. Первенец этого масштабного перспективного планирования, микрорайон №1, за высокие технико-экономические показатели строительства и удачное планировочное решение в 1973 году будет отмечен государственной премией Совета министров СССР. А фамилия М.С.Лясковского войдет в список исполнивших проект лауреатов.
Градостроительный опыт Михаила Сергеевича будет востребован при проектировании застройки Красноярска-45 и Нижней Туры в Свердловской области и при возведении целого ряда объектов социально-культурного назначения в населенных пунктах страны и Красноярского края.
Ветеран Великой Отечественной войны, кадровый работник КО ВНИПИЭТ, член Союза архитекторов СССР (1964), Заслуженный строитель РСФСР (1985), человек, одаренный талантами художника и писателя, М.С.Лясковский ушел из жизни 22 февраля 1996 года.
Незадолго до этого, обращаясь к горожанам XXI века, он написал: «Нашему поколению стыдиться не надо. Мы многое сделали и многое оставили людям. Берегите это достояние!»
Материал подготовила учёный секретарь МВЦ Светлана КОРШУНОВА.
Фотографии и документы М.С.Лясковского из фондов музейно-выставочного центра Железногорска
#Победа75 #Железногорск #территориякультурыросатома Фотографии и документы М.С.Лясковского из фондов музейно-выставочного центра Железногорска
#годпамятииславы #онисражалисьзародину
#ПамятиГероев2020
Страницы записной книжки шестиклассника московской школы №248 Миши Лясковского с конспектом занятий пулемётного кружка, 1938 год
Младший сержант Михаил Лясковский (слева) с сослуживцами из 5-й отдельной роты ВНОС 3-го Белорусского фронта, 1944 год
Страницы красноармейской книжки Михаила Лясковского, выданной ему 6 июня 1942 года
Наградной лист к медали «За боевые заслуги» от 6 июля 1944 года младшего сержанта М.С.Лясковского – радиотелеграфиста Главпоста ВНОС 3-го Белорусского фронта. Информация сайта «Подвиг народа»
Приказ командующего артиллерией 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта Барсукова от 7 июля 1944 года о награждении личного состава, в том числе старшего радиста 5-й отдельной роты ВНОС Михаила Лясковского медалью «За боевые заслуги».Информация сайта «Подвиг народа»
Пропуск специалиста Управления капстроительства Восточной конторы М.С.Лясковского для прохода в производственные зоны, выданный в 1956 году
Работники Управления капитального строительства п/я 135 (Восточной конторы), 1956 год
Сидят, слева направо: Генрих Хохлов, Михаил Лясковский, Алексей Обузин, Пётр Лавленцев.
Стоят: Евгения Губенко, А.Кондратьева, Лилия Овчинникова, Александра Тафинцева, главный инженер УКСа Геннадий Горохов, Леонила Муренко, Волошина, Фаина Фролова, Магда Попова (Лясковская) c дочкой Лизой.