Друзья! Берём пример с Василия Тёркина! Не унываем, держим дистанцию, играем на гармошке!
СТАТУЭТКА «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»Модельный гипс, ручная роспись, литьё в формы, 1950-е годы
В фондах МВЦ хранятся сразу два гипсовых Василия Тёркиных: большой, цельнолитой, размером 380х230 мм и малый, полый внутри, 27,4 на 16,5 мм. Обе статуэтки отлиты по одной модели во второй половине 1950-х годов мастерами Кунгурской артели инвалидов имени ХVIII партийной конференции.
Главный герой поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин» запечатлен таким, каким его изображали в книгах и газетах. Во время короткого перерыва между боями солдат присел отдохнуть, достал кисет с табаком и сосредоточенно делает папиросу-самокрутку. Автомат лежит у его ног, а на коленях стоит гармонь, дополняющая образ балагура и весельчака.
Скульптуры малой формы были очень популярны в Советском Союзе – особенно после Великой Отечественной войны. Ярко раскрашенные гипсовые статуэтки повсеместно украшали нехитрый быт жильцов коммунальных квартир и деревенских изб. Простые в изготовлении и доступные по цене, они занимали почетное место на полках, радиоприемниках, а чаще всего – на комодах, отчего и получили название накомодных.
Фигура Василия Тёркина была одной из самых распространенных и любимых в народе. Образ легендарного литературного героя в 1956 году воплотил в гипсе скульптор Кунгурской артели Евгений Петрович Шатиров – фронтовик, выпускник Московского художественно-промышленного училища имени Калинина, член Союза художников СССР. С персонажем автор, что называется, попал в яблочко: с момента своего появления на прилавках Тёркин был нарасхват и затем тиражировался сотнями копий.
Первоначально фигура отливалась из гипса целиком и была довольно крупной и тяжелой. Что неудивительно – цена изделия зависела от его размера. Затем в Кунгуре освоили выпуск более компактных моделей.
Хранитель фондов МВЦ Железногорска Евгения Семёновна Абакумова, которую привезли на секретную стройку п/я 9 в 1951 году еще ребенком, вспоминает: «Каждое лето мы семьей ездили к родным – из Красноярска в Ленинград и обратно. В середине пути проезжали Кунгур. Станция как станция – косоватые домишки вдоль железнодорожного полотна, непримечательный вокзал. Но на подъезде к Кунгуру весь состав приходил в радостное волнение. Еще бы – на перроне стоял киоск с сувенирами! Как только поезд останавливался, народ бежал к нему занимать очередь.
Стоянка была долгой, 20-30 минут. Этого хватало, чтобы все желающие смогли выбрать подарок по вкусу. Вскоре вагон заполнялся цветными фигурками пионеров, спортсменов, сказочных героев. Но чаще всего встречался Василий Тёркин. Нести покупку было неудобно, уж больно громоздкой она была. Но счастливых обладателей это не смущало: Тёркина любили все, от мала до велика. И купить его, что называется, из первых рук считалось большой удачей».
Немало кунгурских Тёркиных в 1950-1960-х годах стояло и в квартирах первостроителей Железногорска. Сегодня два жизнерадостных и неунывающих солдата с гармошкой являются частью музейных экспозиций, посвященных истории Железногорска и событиям Великой Отечественной войны.
#культураатомныхтерриторий #музеигородовросатома #затомузей #историяодногопредмета