#музеигородовросатома
#затомузей
#историяодногоэкспоната
СЕРИЯ ГРАФИЧЕСКИХ РИСУНКОВ ФРОНТОВОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА ДРЫЖАКА
Бумага, карандаш, 1944-1945 гг.
На фото:Сержант особой команды №8 Борис Дрыжак, 1944 год
В 2004 году фонды Музейно-выставочного центра Железногорска пополнились коллекцией из 500 графических работ военного художника Бориса Николаевича Дрыжака (1927-2008). 130 рисунков имеют особую ценность – они созданы в период с октября 1944 по май 1945 гг. в ходе боевых действий Красной Армии по освобождению Польши от немецко-фашистских захватчиков и наступлению на Берлин.
Уроженец села Нижняя Покровка Перелюбского района Саратовской области Борис Дрыжак осенью 1944 года, прибавив себе полгода в возрасте, ушел на фронт добровольцем. В Воронежском особом училище химзащиты юношу отобрали в команду специального назначения – за умение рисовать.
Команда формировалась по особому принципу: на 400 человек личного состава приходилось полсотни военных инженеров и пятеро рисовальщиков. В задачу бойцов входили обнаружение и захват секретных немецких заводов по производству новейших видов оружия, от ракетного до химического, а также фиксация технических деталей военных разработок и дальнейшая их передача в Центр советской группы войск.
Через два месяца службы сержант Борис Дрыжак в составе команды №8 Второй танковой армии генерала Рыбалко был направлен на немецкий ракетный полигон в Близне, в 80-ти километрах к востоку от Кракова. Бойцам «восьмерки» пришлось переходить линию фронта и работать на территории неприятеля. Без мольбертов и палитры художники под охраной автоматчиков перерисовывали в сшитые суровыми нитками блокноты сопла ракетных установок, только появившихся ФАУ-3, восьмиствольных гранатометов. Затем был Бреслау – завод по производству ракетного топлива, лаборатории химических и отравляющих веществ Кюстрина, Шверина, Ландсберra, северного Берлина. Рисунки, выполненные на боевом задании, считались разведданными с присвоением грифа секретности.
Борис рисовал не только по долгу службы. В редкие минуты отдыха он старался запечатлеть фронтовые будни, своих товарищей или эпизоды боевых операций. Рисунки заменяли юноше запрещенные на войне дневники, и на полях листков с карандашными набросками он всегда старался написать хоть пару строк. Фронтовые зарисовки вместе с письмами летели домой, в Нижнюю Покровку.
Победу Борис Дрыжак встретил в Науэне, в сорока километрах от Берлина. В июне 1945-го личный состав команды отправили в Маньчжурию – ликвидировать созданный японцами центр по производству бактериологического оружия в Чунцине. Задачу выполнили, но за день до капитуляции Японии, 18 августа 1945 года, Борис подорвался на мине.
После госпиталя, на службе в Подмосковье, лейтенант Дрыжак окончил курсы Студии военных художников имени Грекова. Однако профессионально заняться живописью ему так и не удалось. С 1946-го по 1951-й годы Борис Николаевич служил в Болгарии, Китае, Корее; в промежутке, в 1949-м, в Чукотке зарисовывал площадку для одного из запланированных советских ядерных полигонов. Его боевой путь был отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За охрану государственной границы».
В 1953 году Б.Н. Дрыжак уволился в запас в звании майора и после окончания Высшей партийной школы был направлен в Киргизию, в Ошский обком партии. К рисованию вернулся в 1978 году: после старой контузии перенес инсульт и, чтобы разработать парализованную руку, взялся за карандаш. Рисовал киргизскую природу, портреты современников, бытовые сценки и войну. Многое выполнял по эскизам и наброскам военных лет, называя свои занятия реконструкцией памяти. Так родились послевоенные циклы графических работ, посвященные Великой Отечественной войне.
В конце 1980-х, навестив Нижнюю Покровку, на чердаке родного дома Борис Дрыжак обнаружил более сотни своих, казалось бы, безвозвратно потерянных фронтовых рисунков. Их сохранила мама художника, Акулина Ефимовна.
В 1995 году Борис Николаевич Дрыжак переехал к сыну в Железногорск. Для музейщиков знакомство с его фронтовой графикой стало настоящим открытием. При жизни фронтовика состоялось несколько выставок его работ; в 2005 году к 60-летию Победы по инициативе Музейно-выставочного центра издан альбом рисунков «Опалённые войной». Графика Бориса Дрыжака ежегодно размещается в экспозициях МВЦ, посвященных событиям Великой Отечественной войн
«Октябрь 1944 года. Разгром школы ракетчиков испытательного полигона Хайделагерь и ракетного «Рейнботе» в районе Добица (Дембице) – у немцев Близна. А далее захват оборудования и эвакуация его на ст. Тетур. Польша»
«1944 г. Краковское воеводство, район Олькуш. Подземный завод ФАУ – Освенцим»
«1945. Минёры. На этом подземном заводе закрыли 1832 пленных и заминировали. Сколько жестокости в немцах – выть хочется!»
«1945. Шверин. Завод отравляющих веществ. «Тропа смерти»: провинившихся и полуживых гнали как скот по этой узкой заминированной дорожке. Сколько тысяч здесь погибло...»
«Апрель 1945 г. Пригород Кюстрина. Захват хим(фарм)завода. Здесь погиб старшина Саша Ушаков»
«Полководцы 1945 года. План пленения Гитлера. Буду жив – обязательно надо писать картину об этих пацанах».
«1945, Берлин. Дядя Вася – Василий Петрович Грушин. Скоро домой!»
«1945 г. Письмо маме: «Мама, Победа!» г. Науэн, 30 км западнее Берлина»
«1945. Берлин, Рейхсканцелярия»