#территориякультурыросатома
#историяодногоэкспоната
#затомузей
ПАТЕФОН ЧЕМОДАННОГО ТИПА
Изготовлен на Госзаводе Министерства сельхозмашиностроения СССР в г.Молотове (ныне Пермь), 1950-е гг. Размер: 17х28х41,5 см. Материал: дерево, металл, дермантин. Патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить грампластинки.
Этот экспонат в фонды музея в 1993 году передала жительница Железногорска, педагог Людмила Ивановна Огаркова. Патефон она купила еще школьницей в 1953 году – на первую зарплату, которую получила за работу пионервожатой в лагере после 9-го класса.
В начале 1950-х годов патефоны на секретной стройке были очень популярны. С развлечениями здесь было туго, а компактный чемоданчик «с музыкой» легко переносился с места на место и помогал первопроходцам скрашивать нехитрый досуг.
Вспоминает Анна Александровна Семёнова, старший техник архива производственно-технического отдела Управления строительства железных рудников: «В июле 1950 года Управление строительства, в том числе и ПТО, перевели на Майку. В двух только что построенных бараках окна были облеплены мошкой так, что в комнатах было темно будто ночью. Мы вытащили строительный мусор, и здесь устроилось руководство и основные службы стройки. Работали днями напролет, а отдыхали в кругу друзей – других развлечений не было. Я привезла с собой патефон и пластинки, так этот чемоданчик таскали по всей стройке.
В октябре у инженеров ПТО Елены и Виктора Пономаренко родился ребенок, и мы решили устроить «крестины». Тамадой застолья был начальник Управления строительства Михаил Михайлович Царевский. Мы, безмерно радостные от такого счастливого события, раз за разом заводили мой патефон, пели и танцевали, а потом Царевский случайно сел на стул, где лежала стопка пластинок, и раздавил их...»
Главными достоинствами патефонов 1950-х годов были не только легкость и компактность, но и то, что они не требовали подключения к электросети. Уровень громкости музыки не регулировался, но звук был достаточно громким, чтобы использовать патефон в больших компаниях или во время массовых мероприятий – к примеру, на танцплощадках.
Патефоны были механическими и приводились в действие посредством пружины. Вот что рассказывает об устройстве этого «чуда техники» хранитель фондов МВЦ Евгения Семёновна Абакумова: «В 1953 году в один из вечеров к родителям пришли гости. Папа работал инженером ПТО в Управлении строительства, а мама была учительницей в школе. Взрослым захотелось потанцевать, и меня, шестилетнюю, усадили за патефон. Нужно было равномерно вращать ручку – тогда из-под сапфировой иглы начинала литься музыка. Я добросовестно «крутила» пластинки с вальсами, танго и фокстротами – хорошо помню «Рио-Риту». А если отвлекалась, завод заканчивался. И тогда патефон начинал страшно завывать! Танцы останавливались, все враз поворачивались ко мне, и я, спохватившись, снова бралась за рукоятку».
К середине 1950-х на смену патефонам в Красноярске-26 стали массово приходить радиолы, совмещавшие функции проигрывателя и радиоприемника, однако музыкальные чемоданчики еще долго хранились в семьях горожан.