#ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА
#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА
#ЗАТОмузей
Пуанты и элементы сценического костюма балерины Елены Пудовой
Личные вещи и документы Е.И.Пудовой в 2008 году в музейные фонды передала ее дочь, Татьяна Георгиевна Лапенкова.
С именем Елены Иосифовны связана ранняя история Дома культуры имени 40-летия Октября и становление детского танцевального коллектива Дворца пионеров и школьников имени Комарова.
В Красноярск-26 Елена Пудова приехала в 1959 году по приглашению художественного руководителя ДК Лидии Матвеевны Неруш. Она была уже состоявшимся мастером сцены и опытным балетмейстером.
В 1924 году 16-летняя Елена приехала из Кинешмы в Ленинград учиться на балерину и поступила в Первую государственную художественную студию. Там девушка изучала балетные азы, специфику классических и характерных танцев, училась наносить сценический грим, вникала в теорию музыки и театрального дела. Среди ее педагогов была легендарная Агриппина Ваганова – ее подпись стоит в свидетельстве об окончании студии. В 1928 году Елена Пудова получила квалификацию «солистка эстрады, категория №2» и пришла на профессиональную сцену.
Сначала танцевала в Баку, затем переехала в Новосибирск. Работала в театре драмы «Красный факел», была художественным руководителем ансамбля Сибирского военного округа. Елена Иосифовна стояла у истоков создания Новосибирского театра оперы и балета – в 1944-1947 годах была его прима-солисткой. Далее в ее биографии были Новосибирская филармония и Дом народного творчества. О ее успехах на танцевальном и хореографическом поприще свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты 1930-1950-х годов.
В Красноярске-26 Елену Пудову пригласили руководить хореографической студией Дома культуры. Вот как вспоминает работу с Еленой Иосифовной ветеран народного образования Железногорска Тамара Леонидовна Шерстнева: «Хореографическая студия была очень популярна среди молодежи. Мне было 23, я работала учителем физкультуры в школе. Возраст остальных участников варьировался от 16 до 25 лет.
Елена Иосифовна ставила нам классику. Мы танцевали на пуантах, которые она выписывала из Новосибирского театра оперы и балета. В розовых атласных – на концертах, в обычных белых – не репетициях. Она учила нас французской терминологии: батман – мах ногой вверх, плие – приседание, шене – поворот. Мы много работали у станка, учились держать спину, правильному движению рук и ног. Ставили и народные танцы: венгерку, белорусский, украинский, русский, мазурку. Выезжали и на гастроли в Красноярск».
Елену Пудову Красноярск-26 знал и как балетмейстера: в 1961 году она поставила танцевальные номера в комической опере «Запорожец за Дунаем» и балет «Кошкин дом» для детской группы хореографической студии ДК. Танцевальный коллектив, которым она руководила, неоднократно становился лауреатом городских фестивалей молодежи.
После выхода на пенсию Елена Иосифовна Пудова приняла приглашение поработать с ребятами из Дворца пионеров и школьников. Ей было 62, но ученики не переставали восхищаться горделивой посадкой головы и особой балетной походкой своего преподавателя. Так что в крепких традициях танцевальных коллективов Дворца творчества и молодежи есть и ее неоспоримый вклад.
На фото: эстрадный номер в исполнении балерины Елены Пудовой, 1930 год.
На фото: пуанты и элементы сценического костюма Е.И.Пудовой – мониста, головное украшение из перьев, перчатки, кастаньеты.
На фото:свидетельство Е.И.Пудовой об окончании Первой государственной художественной студии, Ленинград, 1928 год.
На фото: участники хореографической студии Дома культуры имени 40-летия Октября, 1959 год.
На фото: театральная программа оперы «Запорожец за Дунаем», 1961 год.
На фото: Елена Пудова в роли Кармен на сцене Новосибирского театра оперы и балета, 1945 год.
На фото: Почётная грамота Е.И.Пудовой, 1938 год.
На фото: грамота Е.И.Пудовой за активное участие в создании Новосибирского государственного театра оперы и балета, 1945 год.
На фото: Елена Иосифовна Пудова с воспитанницами танцевального коллектива Дворца пионеров и школьников имени Комарова, 1970-е годы.