» » #историяодногоэкспоната ФРАГМЕНТЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ BELL P-39Q-15 ВE «AIRACOBRA»

#историяодногоэкспоната ФРАГМЕНТЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ BELL P-39Q-15 ВE «AIRACOBRA»

#территориякультурыросатома
#историяодногоэкспоната
#ЗАТОмузей

ФРАГМЕНТЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ BELL P-39Q-15 ВE «AIRACOBRA» И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ЛЁТЧИКА ВАСИЛИЯ МОШКЕЯ

Коллекция экспонатов, связанная с историей легендарной трассы «Аляска-Сибирь», появилась в музейных фондах в 1986 году. Среди предметов – фрагменты американского истребителя Р-39 «Аэрокобра» (рация, авиакресло, части кабины и корпуса), фотографии и документы пилота В.С.Мошкея, а также материалы семилетней поисковой работы по обнаружению, идентификации и транспортировке останков летчика и обломков самолета, упавшего в приенисейской тайге во время Великой Отечественной войны.
В 1979 году испытатель НПО ПМ Владимир Пашун узнал, что недалеко от деревни Усть-Кан Сухобузимского района в тайге лежат обломки самолета, потерпевшего крушение в годы войны. По инициативе В.К.Пашуна был сформирован поисковый отряд, который 12 июня 1982 года отыскал, документально зафиксировал и заснял в горно-лесном массиве место катастрофы. В течение трех лет велась кропотливая исследовательская работа, делались запросы в Центральный архив МО СССР, в архив Министерства гражданской авиации СССР, в главное управление кадров Министерства обороны. В результате удалось выяснить, что это военный самолет американского производства – истребитель Р-39 «Аэрокобра» (BellP-39Q-15 ВE «Airacobra») из 5-го перегоночного авиаполка I перегоночной авиадивизии «Аляска-Сибирь».
Авиатрасса «АлСиб» протяженностью 6500 км для доставки американских самолетов на советско-германский фронт была создана в рекордные сроки – всего за 10 месяцев. Первая партия боевых машин прибыла в Красноярск 29 сентября 1942 года. Всего же за годы войны по трассе «Алсиб» были переправлены на фронт 7308 самолетов, наиболее ценными из которых, с точки зрения боевого применения, были истребители Р-39 «Аэрокобра».
Так как личность пилота по-прежнему оставалась неизвестной, к поиску сведений подключился комитет комсомола и Совет ветеранов НПО ПМ, военкомат Красноярска-26. Газета «Красноярский комсомолец» опубликовала несколько статей о таежной находке, а съемочная группа Красноярского телевидения, участвовавшая в одной из экспедиций, выпустила фильм. Среди откликов, приходивших в редакции со всех концов страны, оказалось письмо из Днепропетровска от Г.С.Тетериной, бывшего старшего техника авиаметеостанции города Киренска. Она высказала предположение, что пилотом мог быть Василий Мошкей.
В сентябре 1985 года комитет комсомола НПО ПМ организовал новую экспедицию к месту падения самолета. В ее состав входили специалисты по авиатехнике, криминалист и представитель горвоенкомата. В первый же день был обнаружен фрагмент фюзеляжа с написанным номером 42174, эти же цифры удалось прочесть и на киле самолета. Экспертиза останков и найденных личных вещей пилота – например, фрагментов корсета, который он носил из-за ранения, подтвердила, что это боевая машина старшего лейтенанта Василия Семеновича Мошкея.
Василий Мошкей родился в 1918 году в Белоруссии, в селе Мошканском Витебской области. Окончил Читинскую школу летчиков. Тогда же прибавил себе лишние два года, поэтому в личном деле пилота в строчке «дата рождения» стоит 1916 год. С самого начала войны летчик-истребитель принимал участие в боевых действиях, в 1941 году был тяжело ранен в небе над Москвой и попал в госпиталь. Здесь его и нашел полковник Илья Мазурук, подбиравший в свою секретную перегоночную дивизию настоящих профессионалов, честных и надежных, прошедших боевое крещение...
29 марта 1944 года, на последнем участке трассы «Киренск-Красноярск» в небо поднялись 7 самолетов. Впереди шел лидер-бомбардировщик, за ним клином выстроились истребители «Аэрокобра». Когда до пункта назначения оставалось не более получаса лета, погода резко ухудшилась. Два самолета вернулись назад в Киренск, три прорвались до Красноярска, а два так и не прибыли в пункт назначения. Один из них пилотировал Василий Мошкей, другой – старший лейтенант Георгий Иосифович Самарцев. Самолет Самарцева упал вблизи деревни Глубокий ручей Сухобузимского района, жители которой еще летом 1944-го с почестями похоронили пилота, а все документы переправили в военкомат. Василий Мошкей до сентября 1985 года числился в списках пропавших без вести...
Решением городского Совета Красноярска-26 останки летчика-истребителя Василия Семеновича Мошкея были торжественно захоронены 10 сентября 1986 года на главной аллее городского кладбища Железногорска. 

На фото:
Фрагменты самолета-истребителя Bell P-39Q-15 ВE «Airacobra» с бортовым номером 42174:
1. Основание антенны радиополукомпаса
2. Лючок доступа к швартовочному кольцу (нижняя поверхность крыла)
3. Фрагмент верхней обшивки самолета (за кабиной) с воздухозаборником карбюратора и лючком доступа к расходному баку
4. Фрагменты кресла пилота и привязных ремней
5. Бронезаголовник пилота



На фото:Истребитель BellP-39Q-15 ВE «Airacobra». Выпущен на заводе корпорации «Bell» в Баффало в январе 1944 года. Принят советской военно-закупочной миссией к перегону в СССР 15 февраля 1944 г. Именно такой самолет с бортовым номером 42174 пилотировал Василий Мошкей 29 марта 1944 года.

На фото:Фотографии с места катастрофы истребителя Bell P-39Q-15 ВE «Airacobra» (1986 г).


На фото: Лётчик Василий Мошкей с младшей сестрой Шурой, 1940 год



На фото: похороны останков старшего лейтенанта В.С.Мошкея10 сентября 1986 года, Красноярск-26

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат