» » #ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ЗАТОмузей

#ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ЗАТОмузей

#ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОАТОМА 
#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА
#ЗАТОмузей
Модель сибирского коча в масштабе 1:55
Высота 42 см, длина 51 см, ширина 11 см. Материалы: дерево различных пород, фанера, бамбук, картон, ткань, жесть, латунь. Ручная сборка
Деревянная модель мореходного парусно-гребного судна сибирских первопроходцев и промышленников XVI-XVIII в. – часть коллекции МВЦ из 12 моделей кораблей и плавсредств допетровской эпохи. 
Именно кочи сыграли решающую роль в освоении Сибири с ее суровыми условиями и северного морского пути. Деревянные суда поморов – однопалубные, маневренные, устойчивые к морозам, заходили в устье Енисея уже в середине XVI в. – еще до похода Ермака. А уже в XVII веке кочи стали строить в Енисейске, крупном торгово-ремесленном центре Сибири, – «для продажи промышленным людям».
Название «коч» пошло от слова «коца», то есть шуба – вторая обшивка судна. Коцу делали из лиственницы, которая, попадая в соленую морскую воду, естественным образом морилась и по крепости не уступала стали.
Благодаря двойной обшивке, яйцеобразной, округлой форме корпуса и зауженной вниз подводной части коч успешно проходил ледяные торосы, так как при сжатии льдинами судно выталкивалось наружу без серьезных повреждений. Строились такие суда практически без применения металлов. Единственными металлическими элементами здесь были кованные скобки, скреплявшие борта через просмоленные и законопаченные пенькой стыки, да компас-«матка».
Первопроходцы Сибири использовали большие и малые кочи. На первых торили путь по северным морям, вторые использовали для плавания в устьях рек. Длина судна составляла от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров. При попутном ветре коч развивал скорость 6-7 узлов и мог принять на борт от 15 до 24 тонн груза.  
Модель сибирского коча подстроил и подарил Музейно-выставочному центру Михаил Олегович Ратгаузский. Человек многих талантов, большую часть своей жизни он посвятил созданию точных копий известных кораблей разных 
эпох. 
Михаил Ратгаузский родился в Одессе в 1948 году. В 1953-м вслед за отцом, военнослужащим, семья приехала в Сибирь, на секретную стройку. Миша учился в школе №98 Красноярска-26. В 11 лет попробовал смастерить из подручных материалов первые суденышки и навсегда заболел корабельной темой. После окончания восьмилетки он решил стать музыкантом, но увлечения своего не оставил: учебу в Одесской консерватории совмещал с работой в Одесском музее морского флота. С тех пор моделирование плавсредств и реставрация миниатюрных кораблей стали частью его жизни. Интересно, что в качестве материалов для своей флотилии музыкант Ратгаузский использовал деревянные фрагменты струнных инструментов.
В Железногорск Михаил Олегович вернулся в 2011 году. Работал хранителем фонда в Музейно-выставочном центре, лично занимался реконструкцией зала для размещения экспозиции «Под парусом вслед за Мечтой»(сейчас эта выставка называется «По морям, по волнам»). Проводил экскурсии для взрослых и юных горожан, знакомя посетителей с плавсредствами времён освоения Сибири. Ушел из жизни в 2015 году, оставив на память о себе коллекцию из 12 профессионально исполненных макетов кораблей.

На фото - Михаил Олегович Ратгаузский


На фото - экспозиция "Под парусом вслед за Мечтой"



Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат