» » #ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #МУЗЕИЗАКРЫТЫХГОРОДОВ #ЗАТОмузей

#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #МУЗЕИЗАКРЫТЫХГОРОДОВ #ЗАТОмузей

#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА
#МУЗЕИЗАКРЫТЫХГОРОДОВ
#ЗАТОмузей

Фрагменты рельсов железнодорожных путей Красноярска-26

Элементы стальных артерий, в разные периоды истории связывавших промышленные и гражданские объекты Красноярска-26, появились в музее в 1988 году, заняв свое место в экспозиции «Отчизны щит».
Фрагмент рельса типа Р43 с литой надписью «КМК им. Сталина» («Кузнецкий металлургический комбинат») был частью узкоколейной железной дороги для подвижного наземного состава средних и малых масс. А рельсы типа Р24 применялись на узкоколейке в шахте, где строились объекты Горно-химического комбината, для перемещения вагонеток с горной породой.
Для секретной стройки железная дорога была объектом стратегическим: до ее появления доставлять грузы на промплощадку можно было только по Енисею. Так что в мае 1950 года, всего через два с половиной месяца после принятия исторического постановления правительства о строительстве комбината №815 по наработке оружейного плутония, началось строительство ветки от станции Базаиха в Красноярске к стройплощадке п/я 9.
Всего за 5 месяцев, к октябрю 1950-го, силами заключенных исправительно-трудового лагеря «Гранитный» и специализированной железнодорожной организации №505 ГУЛЖДС МВД СССР, передислоцированных из Монголии, было проложено 42 км железнодорожного пути. Вести рельсы к промышленным объектам стройки продолжили заключенные исправительно-трудового лагеря «Полянский».
Один из первопроходцев Железногорска, прораб Управления строительства «Сибхимстрой» Константин Акимович Рахманин, вспоминал: «В феврале 1951 года меня перевели на строительство бетонного завода на Пасеке. Рабочие-заключённые копали котлованы вручную, мерзлоту рыхлили взрывами. В один из дней приехал генерал-майор Царевский и сказал, что через 2-3 дня здесь пройдут строители железной дороги.
Буквально на следующий день я услышал музыку оркестра, играющего всевозможные марши. Внизу, примерно в 600-800 метрах от бетонного завода в сторону города, стоял часовой с винтовкой, а рядом с ним – большая бутыль с водкой.
Метрах в пятистах от него работала бригада заключенных по укладке шпал и рельсов, а следом ехала железнодорожная платформа, на которой сидели оркестранты (человек 8-10 з/к) и целый день играли марши и песни. В задачу бригады входило проложить шпалы и рельсы до часового и в награду получить водку. Оказывается, начальник строительства Царевский ежедневно отмерял дневную норму в 1000 шагов и в конце отрезка пути выставлял «приз». Через два дня мимо бетонного завода прошла железная дорога».
Рельсы пронизывали всю стройку. По железной дороге во все районы строящегося города и в «Гору» на Прижиме доставляли лес, кирпич, металл, песок, щебень, бетон, технику и оборудование. По узкоколейке из шахты на поверхность вывозили отработанную породу. В сентябре 1956 года были приняты железнодорожные пути до камеры первого реактора комбината. Это позволило начать транспортировку и монтаж основных металлоконструкций, чтобы через два года, 27 августа 1958 года реактор АД был сдан в эксплуатацию. С этого времени началась эпоха пассажирских железнодорожных перевозок в подгорную часть ГХК: электрички стали доставлять сменный персонал к месту работы.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат