» » #ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей #МУЗЕИГОРОДОВРОСАТОМА

#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей #МУЗЕИГОРОДОВРОСАТОМА

#ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей

Скульптура медведя и мамонта эпохи верхнего палеолита

СКУЛЬПТУРА МЕДВЕДЯ И МАМОНТА ЭПОХИ 
ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА
Древнее полиобразное изделие выполнено из стеатита размером 12,5 на 8,5 см. 
Анималистическую скульптуру из камня обнаружил в 2001 году основатель музея Е.С. Аннинский, который вместе со школьниками из археологического лагеря «Тепсей» вел раскопки на юге Красноярского края, в устье Сыдинского залива вблизи села Новая Сыда Краснотуранского района. 
В найденном предмете Евгений Сергеевич сразу усмотрел изображение головы медведя и сообщил о своей находке известному российскому археологу академику В.Е. Ларичеву. В январе 2002 года камень был передан для детального изучения в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.
Исследование показало, что скульптуре более 30 тысяч лет, и она отодвигает время появления в Сибири первых образцов искусства за пределы мальтийской культуры, являясь ровесницей объектов искусства ранних этапов верхнего палеолита Европы (Перигордьен-Ориньяк).
О рукотворной обработке камня говорят множественные насечки на его поверхности, отшлифованная до блеска поверхность, а главное – высверленный глаз мамонта. 
Уникальность этого образца искусства в том, что это не просто скульптура, а Календарь, по которому древние люди высчитывали смену фаз луны и времен года, и, конечно, вероятность лунного или солнечного затмения. Это позволяло точно отслеживать время, предвычислять моменты затмений как особых культовых явлений. Кроме того, число насечек – 69 – это не только сведения по астрономии и календарям, но и ключ к биоциклу беременности медведя, человека, мамонта и змеи.
Подробному анализу уникальной, многообразной скульптуры, содержащей числовые записи раннего этапа верхнего палеолита Сибири, посвящена научная работа В.Е. Ларичева и Е.С. Аннинского «Древнее искусство: знаки, образы и Время», изданная Сибирским отделением РАН в 2005 году. 
Исследователи доказывают, что объект искусства из Новой Сыды разрушает стереотип человека эпохи палеолита как дикаря и является свидетельством протонауки древних жителей Среднего Енисея. Древние люди, осмысливая природные стихии и явления через мифологические образы, приспосабливали бытие сообщества к ритмам «жизни» образно воспринимаемого мироздания.
В 2003 году экспозиция одного предмета «Горизонты разума» получила III место на V Красноярской Международной Музейной Биеннале. 
Артефакт хранится в экспозиции «Тайны среднего Енисея» в обособленном подразделении МВЦ ЗАТО Железногорск «Музее Археологии им Е.С.Аннинского» в поселке Подгорный, притягивая посетителей.
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат