#МУЗЕИГОРОДОВРОСАТОМА #ИСТОРИЯОДНОГОЭКСПОНАТА #ЗАТОмузей
Декоративная шкатулка
Деревянная шкатулка для хранения украшений, писем, безделушек, предметов рукоделия – подарок к празднику учительнице Л.И.Алексашкиной от ее учеников-заключённых. В 1960-1964 годах Людмила Ивановна преподавала немецкий язык в школе №103 лагерного отделения №1 ИТЛ ДФ-9.
Предметы домашнего обихода – шкатулки, этажерки, журнальные столики – это то, чем великовозрастные ученики, севшие за парту в местах лишения свободы, стремились отблагодарить своих наставников. Делались подарки из подручных материалов, но всегда с душой и выдумкой. К примеру, эта шкатулка, переданная хозяйкой в дар музею в 2001 году, выполнена из кусков деревянного плинтуса, покрытых лаком. Крышка крепится на двух согнутых гвоздях. На лицевой стороне выточен паз для поздравительной открытки, на внутренней – для зеркальца. В семье Алексашкиных шкатулка хранилась долгие годы, выполняя свою бытовую функцию.
Средняя школа №103, работавшая на территории лагеря, занимала в жизни зоны особое место. Здесь по учебной программе с третьего по десятый класс ежегодно получали образование 300 заключенных, занятых на строительстве города и Горно-химического комбината. Возраст учеников составлял от 18 до 60 лет.
Вот как пишет об отношении к занятиям и учителям в лаготделении №1 Надежда Афанасьевна Терновых, директор школы №103 в 1958-1964 годах: «На зоне существовал закон – учителей не трогать. Поэтому педагоги, в нарушение инструкции, ходили по отделению без сопровождения. В зоне работали и другие женщины – в штабе, в бухгалтерии, но к учительницам относились по-особому. Не грубили, к занятиям готовились, а по праздникам старались побаловать каким-нибудь подарком, сделанным своими руками.
Заключенные не имели права ни на посылки, ни на письма. Только тяжелейшая работа да надоевшие до тошноты лица соузников и никакой надежды на перемены. А школа эту надежду давала. По вечерам или в выходные в бараках постоянно велись разговоры об уроках, отметках, учителях. О будущем!
И лагерное начальство всячески старалось поддержать успеваемость. Идет с работы колонна уставших заключенных, человек сто, в сопровождении конвоя с собаками. Каждое движение з/к под контролем. Перед входом в зону колонна стоит час-полтора: пропускают по пять человек, досмотр, обыск... Один из заключенных достает листок бумаги и что-то шепчет. Тут же окрик конвойного: «Бросить посторонний предмет!» В ответ раздается: «Начальник, слова учу! Первый урок немецкий, спрашивать будут!» И конвоир нарушает инструкцию: «Валяй!»
Или токарь-заключенный у станка. Перед глазами приклеен листок с русскими и немецкими словами. Человек работает руками и зубрит. Весь цех зубоскалит, все кому не лень, экзаменуют школьника. В итоге к концу смены половина шутников знают пару десятков слов на иностранном языке.
Многие из бывших наших учеников, освободившись из заключения, с аттестатом зрелости смогли пойти учиться дальше, о чем с нескрываемым удовольствием писали в письмах своим «дорогим учителям».