Музейно-выставочный центр и Железногорск постигла большая утрата. 11 июля не стало Надежды Епифановны КУЧИНОЙ (19.02.1930 – 11.07.2021) – ветерана городского образования, Отличника народного просвещения РСФСР, супруги Сергея Павловича Кучина – историографа и Почётного гражданина Железногорска (3.07.1924 – 17.04.2014).
У музея с семьёй Кучиных всегда были не просто близкие – родственные отношения, и с уходом Надежды Епифановны мы в буквальном смысле осиротели.
Мысль о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, к супругам Кучиным применима на сто процентов. Для горняка, замдиректора проектного института, исследователя истории закрытого города его вторая половина всегда была опорой, хранительницей домашнего очага и музой – все 60 лет их крепкого брака.
При этом сама Надежда Епифановна с ее живым характером в тени своего известного мужа не оставалась. Учитель английского языка с 30-летним стажем, она была любима своими учениками и уважаема коллегами, дважды избиралась депутатом горсовета Красноярска-26, всегда старалась быть в курсе общественной и культурной жизни города. Эта маленькая женщина с лучистыми глазами с юности и до преклонных лет была красива и элегантна, доброжелательна и улыбчива. В музее с её появлением всякий раз становилось светлее и радостнее...
Большая наполненная жизнь Надежды Епифановны Кучиной – пример трудолюбия и силы духа, преодоления себя и веры в лучшее. Нам всем будет её не хватать. Вечная память!
МЫ – СУРОВОГО ВРЕМЕНИ ДЕТИ
19 февраля 1930 года в селе Хлопуново Заларинского района Иркутской области в семье крестьянина Епифана Ивановича Распутина родился пятый ребенок – дочь Анастасия. Девочка была совсем маленькой, когда по навету отца арестовали и посадили в тюрьму. Семья осталась без средств. Мать, Мария Архиповна, заболела сыпным тифом. Пятеро детей в поисках куска хлеба ходили по селу за милостыней. В 1933 году за недоказанностью вины Епифана Ивановича освободили, и семья Распутиных в поисках лучшей доли перебралась в Иркутск.
Надежда Епифановна так вспоминала о своем детстве и юности: «Мне было 11, когда началась война. В нашей школе №10 разместили госпиталь для раненых бойцов. К ним мы ходили каждый день после уроков. Читали и писали письма родным. Давали по просьбе водички, иногда кормили тех, у кого не было рук или они были забинтованы. Утюжили выстиранные бинты и закатывали их в рулоны. Готовили и давали концерты для солдатиков, вышивали платочки, вязали варежки и носки.
В девятом классе меня избрали секретарем комсомольской организации школы №3 Сталинского района Иркутска. В трудные послевоенные годы школьники помогали колхозам убирать урожай. Наш класс, все 16 девчонок, жили месяц в бурятском улусе, недалеко от Иркутска. Копнили сено, скирдовали хлеб, помогали в молотьбе ржи. Жили в амбарах, на сеновале. Работали целыми днями и иногда вечерами на молотьбе, когда спадала жара.
Мы учились, работали, не замечая, что одеты кое-как. Ходили в ботинках на деревянной подошве, в чулках, связанных из разных простых ниток. Вечно хотели есть. С удовольствием грызли жмых. Как лакомство была горсть семечек. Но мы не унывали, старались верить, что трудности пройдут, и нас ждет счастливое будущее. Школу я окончила в 1948 году – с двумя оценками «хорошо», по остальным предметам было «отлично». Была мечта – поступить в институт иностранных языков. И я её осуществила!»
НАДЕЖДА – МОЙ КОМПАС ЗЕМНОЙ!
В институте студентка Распутина сменила имя, данное ей при рождении. Друзья и однокурсники звали Настю Надей, и вместо Анастасии, так и оставшейся в документах, появилась Надежда – на всю оставшуюся жизнь.
Комсомолка и красавица Надя была активной общественницей, членом комитета комсомола института. Организовывала лыжные походы, диспуты, концерты, хоровые занятия. Каждое лето уезжала на практику в пионерский лагерь, где в 1949 году и познакомилась с вожатым-фронтовиком Сергеем Кучиным. Платонический роман длиной в пять лет завершился браком. А до этого Надежда Распутина успешно окончила институт, год поработала в лесозаводской средней школе города Зимы, а затем была назначена инспектором-методистом по иностранным языкам Иркутского облоно по иностранным языкам. Инициативную и способную девушку заметили и в комсомоле: в 1954 году Надежду избрали третьим секретарем Иркутского горкома ВЛКСМ, поручив вести работу со школами областного центра.
Осенью 1954 года, к явному неудовольствию Надиных руководителей, горняк Кучин повел девушку под венец и увез ценного сотрудника на секретную атомную стройку. Так Красноярск-26 стал её судьбой. Здесь родились дети – Павел в 1955-м, Ольга – в 1958-м, Лидия – в 1962-м. Здесь Надежда Епифановна состоялась как педагог – 15 февраля 1955 года учитель английского языка Кучина пришла в среднюю школу № 91, чтобы три десятка лет сеять разумное, доброе, вечное в закрытом городе.
УРОКИ АНГЛИЙСКОГО
– Я пришла в свой 6 «Б» в середине учебного года, – вспоминала Надежда Епифановна. – Класс передала Клавдия Николаевна Юшкевич, она уходила в декретный отпуск. Мне было 25 лет. Но робости я не испытывала – все было знакомо!
Школа работала всего третий год. Предстояла работа по сбору и накоплению наглядных пособий для ведения уроков. Купить это было невозможно, поэтому рассчитывали только на свои руки, голову и силы учеников и родителей. Помню, сколько времени у нас уходило на разработку и изготовление таблиц: по грамматике, для постановки произношения с транскрипционными знаками, на чтение знаков в четырех типах слогов, на чтение дифтонгов и других буквосочетаний.
Несколько лет спустя в магазинах наконец-то стали появляться таблицы, изготовленные типографским способом. Доставали их с трудом и чаще за пределами нашего городка – в Красноярске или даже Москве. Все это осуществлялось на собственные деньги, считалось нормой и ни у кого не вызывало вопросов.
Потом появился лингафонный кабинет. Стало гораздо легче работать в классе с ребятишками. Но одновременно усложнился подготовительный процесс к уроку – техника облегчала процесс обучения, при этом увеличивая нагрузку на педагога. Но все было в радость, интересно, познавательно, результативно.
Для развития интереса к своему предмету все учителя вели кружки на общественных началах. Факультативы появились намного позже, как и деление учеников в классе на «английские» и «немецкие» группы. Кружковая работа была увлекательной, живой – мы учили песни, стихи, ставили пьесы на английском языке. На школьных вечерах ребята с удовольствием смотрели наши спектакли, слушали песни и стихи.
Многие годы я руководила методическим объединением учителей английского языка – сначала только школе, а потом и общегородским. С интересом следила за всеми новинками в преподавании, от корочки до корочки штудировала журнал «Иностранный язык в школе» и внедряла все самое передовое в своей работе. Апробируя на своих учениках, в дальнейшем выносила свой опыт на обсуждение в городское методобъединение.
Мы работали от души, выкладывались до последнего. Круг обязанностей учителя и классного руководителя обширен. Линейки, классные часы, пионерские сборы, выходы в театр, кино, экскурсии, сбор металлолома и макулатуры.
В нашей семье росло трое ребятишек. Чтобы хоть как-то выиграть по времени, зачастую и советы отряда, и подготовку учеников к политинформации, и индивидуальные занятия с отстающими я проводила у себя дома. В одной комнате находились мои дети, а в другой кипела школьная работа...
В 91-й Надежда Кучина проработала почти четверть века. А после того, как в 1979 году учебное заведение закрылось на ремонт, еще 6 лет вела уроки в школе №101. Организованный ею Клуб интернациональной дружбы там помнят до сих пор – и педагоги, и выпускники.
– Часто в своих мыслях обращаюсь к тому яркому, насыщенному событиями и интересными людьми школьному времени, – писала она в своих воспоминаниях. – Что помогало нам переносить такие нагрузки? Почему мы, не раздумывая, брали на себя такую огромную ответственность? Сегодня могу ответить однозначно – в основе всего была любовь. Безграничная любовь к детям, то есть самому главному, что может подарить нам жизнь. Любите детей! Это великое чувство станет основой ваших успехов и вашего счастья.
БЛИЖНИЙ КРУГ
Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что полноправным соавтором исследовательских трудов Сергея Павловича Кучина была его семья. Титанический подвижнический труд старшего научного сотрудника Музейно-выставочного центра, работавшего в архивах страны, края, градообразующих предприятий, направленный на раскрытие белых пятен в истории закрытого Железногорска, требовал неимоверных усилий. Надежда Епифановна понимала это как никто, поддерживала мужа морально и психологически, стремясь создавать максимально комфортные условия для напряжённой исследовательской деятельности.
Они были вместе и в радости, и в горе. В 2005 году Сергею Павловичу ампутировали ногу, в 2012-м – вторую. Здоровье Надежды Епифановны тоже пошатнулось. Но, несмотря на все трудности, Кучины не впали в пессимизм. Они поддерживали друг друга, радуясь каждой минуте, проведенной вместе. Собирали вокруг себя детей и внуков, коллег-музейщиков, по мере сил старались участвовать в городских праздниках. Многочисленный счастливый клан Кучиных во главе с патриархами Сергеем Павловичем и Надеждой Епифановной частенько попадал в объектив фотографов – на Первомай, в День Победы, на линейке выпускников и в День города.
После того как в 2014 году Сергей Павлович Кучин ушел из жизни, Надежда Епифановна горячо поддерживала инициативы Музейно-выставочного центра по увековечению памяти мужа. Она с радостью приняла идею о проведении научно-практической конференции «Кучинские чтения» для молодых краеведов и исследователей истории Железногорска. И все пять состоявшихся музейных форумов начинались с приветственного слова Надежды Епифановны.
На закладке будущего мемориала Сергею Павловичу Кучину у городского музея присутствующие не могли сдержать слез, глядя на то, с каким трепетом и любовью Надежда Епифановна прикоснулась к камню с именем мужа.
Последняя книга Сергея Павловича называется «Река по имени Семья». Дети Кучиных вспоминают, что во время работы над рукописью они спросили отца, о чем он хочет рассказать в главе про маму. «Напишу одно слово, – отшутился он. – «Люблю!»
Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.
1. Сергей Павлович и Надежда Епифановна КУЧИНЫ. 20 июля 2013 года
Фото из фондов МВЦ Железногорска
2. Надежда Епифановна КУЧИНА, 1960-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
3. Надежда и Сергей КУЧИНЫ, 1955 год.
Фото из фондов МВЦ Железногорска
4. Надежда Епифановна КУЧИНА ведет урок английского языка. Школа №91 Красноярска-26, 1960-е годы.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
5. Всей семьёй – за молоком! Сергей и Надежда КУЧИНЫ с маленьким Павлушей в городском парке, 1956 г.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
6. Надежда Епифановна КУЧИНА (третья слева) с педагогами школы №91 Красноярска-26. 7 ноября 1957 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
7. Удостоверение к значку «Отличник народного просвещения» Надежды Епифановны КУЧИНОЙ, 1972 год.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
8. Надежда, и Сергей КУЧИНЫ с детьми Олей и Павликом, Красноярск-26, 1959 год.
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
9. Золотая свадьба Сергея Павловича и Надежды Епифановны КУЧИНЫХ в городском музее, 2004 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
10. Семья Кучиных на городской линейке выпускников. Железногорск, 2013 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
11. Сергей Павлович и Надежда Епифановна КУЧИНЫ с дочерью Ольгой и внучкой Мариной, 9 мая 2008 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
12. Надежда Епифановна КУЧИНА на открытии III Научно-практической конференции «Кучинские чтения», МВЦ Железногорска, 2017 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
13. Надежда Епифановна КУЧИНА с детьми Павлом и Ольгой на закладке мемориала С.П.Кучину у городского музея, 3 июля 2014 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
14. Сергей Павлович и Надежда Епифановна КУЧИНЫ, 20 июля 2013 года.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска