» » Никита Павлович КОЗЕЛ: ОТ ПЕРВОГО КОЛЫШКА

Никита Павлович КОЗЕЛ: ОТ ПЕРВОГО КОЛЫШКА

16 апреля исполнилось 115 лет со дня рождения Никиты Павловича КОЗЕЛА (16.04.1906-23.10.1992). Этот человек одним из первых вписал своё имя в биографию Железногорска и заслуженно входит в пантеон отцов-основателей закрытого города.

14 августа 1950 года начальник геодезической службы Строительного управления №994 МВД СССР инженер-майор Никита Козел забил первый колышек на месте пересечения будущих улиц 1 и 8 (ныне Советской Армии и Советской), сделав геодезическую разметку первых жилых кварталов рабочего поселка при комбинате №815. В этот день Железногорск, в ту пору существовавший лишь на плане, получил точку отсчета своей истории.
 
ПОСТАВИВ ЖИЗНЬ НА КАРТУ

Никита Козел был родом из Белоруссии. Он появился на свет 16 апреля 1906 года в деревне Клепчаны Слуцкого района Бобруйской области. В 1931 году окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию по специальности «инженер-геодезист» и почти сразу же, с 1 апреля 1932 года, поступил на военную службу – стал армейским топографом.

Нападение гитлеровской Германии на СССР застало Никиту Павловича в родных краях, в городе Мозырь Полесской (ныне Гомельской) области. Линия фронта оказалась совсем близко – до Бреста, который первым встретил немецко-фашистских захватчиков, было всего 400 километров. Отправив семью в эвакуацию, Никита Козел приступил к выполнению боевых задач и находился на фронте всю войну.

Здесь ему каждый день нужно было доказывать, что топографов не зря называют глазами армии. Под руководством военного инженера второго ранга Козела составлялись карты местности, незаменимые для командиров при планировании боя, ориентировании на местности и определении координат целей для обстрела противника. 

Исследовать территорию, чтобы детально отразить ее на карте, приходилось в тяжелейших условиях, днем и ночью, в тылу и на передовой. Но опыт, фотографическая память, интуиция и умение сходу анализировать ситуацию помогали Никите Павловичу решать самые трудные задачи – как при оборонительных операциях Красной Армии, так и в наступлении.

Свою первую награду – орден Красной Звезды помощник начальника 2-го отделения отдела укрепрайонов штаба Калининского фронта Никита Козел получил 26 февраля 1943 года – за работу на оборонительном рубеже по рекогносцировке и составлению огневой документации участка протяженностью 250 км и одновременный контроль за ходом строительства линии обороны.
Через два трудных военных года, зимой 1945-го, он был представлен к ордену Отечественной войны I степени – за подготовку наступательной операции в Восточной Пруссии.

Из наградного листа: 
«Помощник начальника топографического отдела штаба 43 армии 2Белорусского фронта инженер-майор Козел Н.П. проводил большую работу по организации и уточнению переднего края своих войск и войск противника при переходе армии к обороне. 
Особенно хорошо тов. Козел организовал в трудных условиях работу по бесперебойному обеспечению войск топографическими картами и боевой графической документацией в период подготовки и самого наступления в январь-февральских операциях армии в Восточной Пруссии и, в частности, при штурме города Кенигсберга. Он организовал и непосредственно участвовал в составлении пяти макетов рельефной карты на Земландский полуостров и на город Кёнигсберг. Работа выполнялась в сокращенные сроки.
Им же выполнялось военно-географическое описание с характерными выводами в полосе действия армии. Много работал по внедрению топографической подготовки в войсках, что способствовало успешному выполнению боевых задач».

К концу войны к двум орденам Никиты Козела добавились медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1945) и «За взятие Кёнигсберга» (9.06.1945).
 
В 1952-м на его парадном кителе появится медаль «За боевые заслуги», в 1956-м – второй орден Красной Звезды. Для Никиты Павловича эти награды будут столь же дороги, как и военные. Ведь их присвоят за выполнение сложнейших задач по разведке и освоению дикой и нетронутой территории – участка тайги в районе среднего течения Енисея, где должно было разместиться подземное атомное производство и рабочий поселок при нем.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН!

На строительство комбината №815 по производству оружейного плутония и будущего города инженер-майор Козел прибыл вслед за своим непосредственным руководителем – начальником Управления строительства Михаилом Царевским. 15 апреля 1950 года генерал по бездорожью добрался до деревни Первомайской, которая стала форпостом первостроителей. А ровно через месяц, 15 мая, к работе приступил главный геодезист стройки.

«Приехал я на площадку в числе первых, по путевке министерства, – вспоминал Никита Павлович Козел. – В отделении кроме меня никого не было, только два техника-геодезиста в строительных районах: Гавеля в первом районе на Майке и Соколов во втором. Все остальные геодезические работы, возникающие по ходу строительства, поначалу приходилось выполнять самому. По существу, для руководства стройки – начальника Михаила Михайловича Царевского, главного инженера Аркадия Григорьевича Андреева я стал ходячим справочником.

У меня была крупномасштабная топографическая карта площадки, и я в любое время дня и ночи должен был указать на схеме расположение того или иного объекта, показать дорогу. А если понадобится, то и провести до места, ведь в начале строительства на месте города стояла безлюдная тайга да болота, над которыми вились тучи кровососущего гнуса. Геодезистам не раз приходилось встречать лесных обитателей. К примеру, к Леониду Григорьевичу Козлову на одну из съемок зачастил хозяин здешних мест – медведь, так что приходилось спасаться бегством и сдвигать сроки сдачи работ.

Все трудились не считаясь с личным временем и условиями. С жильем на стройплощадке было туго, квартировали по окрестным деревням, добираясь до места на грузовом транспорте и возвращаясь домой заполночь, а то и на следующий день к вечеру.
В июле 1950-го Управление строительства частично перебазировалось в наскоро построенные бараки на Майке. И вскоре геодезисты стали планировать разметку местности под строительство жилых кварталов.

Волею судеб мне довелось забить первый колышек, определяющий местоположение города, провести разбивку площадей под застройку некоторых объектов первоочередного строительства. Сейчас на этом месте парадный въезд в город, а тогда это был просто участок леса...»

Из пояснительной записки №369 от 25.12.1998 «О дате основания города Железногорска», составленной руководителем Управления архитектуры и градостроительства администрации города Железногорска Л.И. Кузнецовым: «В понедельник, 14 августа 1950 г. главным геодезистом строительства Н.П. Козелом на местности произведена разбивка улиц 1, 2, 3, 8, 9, образующих 1-й и 2-й кварталы Соцгорода, состоявшего в первых проработках из 16 кварталов: 15 жилых и квартал больничного городка. Таким образом, датой основания города является 14 августа 1950 г.»

КРУТОЙ МАРШРУТ

Знаковой датой 14 августа станет через много лет, а в 1950-м торжественностью момента проникаться было некогда. Точно так же был обозначен перекресток улиц №5 и №20 (Комсомольская-Северная) – город одновременно застраивался с двух сторон, с северной и южной. От первого колышка вдоль намеченных геодезистами трасс строители начали прорубать в тайге просеки, а перед инженер-майором Козелом стояли новые задачи.

«Необходимо было срочно решать вопрос снабжения стройки водой – как промышленных площадок, так и жилых районов, – писал Никита Павлович. – Для начала изыскательских работ приказом по Управлению строительства в октябре 1950 года была организована контора инженерных изысканий – КИИ п/я 9, а я был назначен ее начальником.  Перед нами стояла задача детально исследовать рельеф местности и своевременно выдавать документацию проектировщикам и строителям.
 
В зиму 1950-1951 годов морозы трещали под минус пятьдесят, но изыскательские и строительные работы не приостанавливались. К названию «Контора инженерных изысканий» добавились слова «и буровых работ» (КИИ и БР п/я 9). Уже в феврале 1951 года было пробурено несколько скважин на воду в пунктах М. и Л. Начали работать карьеры по добыче песка и гравия. На базе мощного месторождения глины разворачивалось строительство кирпичного завода.
 
Производились работы по инженерной геологии и топогеологической съемке, вырисовывались контуры стройплощадки, строились подъездные дороги – железные и грунтовые. И везде участие геологов, изыскателей и геодезистов было первоочередным – ведь, как известно, без изысканий дорог не строят.

Для координации работ 2 июня 1952 года наша контора и проектный отдел Управления строительства были объединены в проектно-изыскательскую контору – ПИК п/я 9. Меня поставили на руководство, начальником изыскательского отдела стал Семен Дмитриевич Филиппов, проектный отдел возглавил Александр Семенович Анфимов.

Объем работ с каждым годом возрастал и усложнялся. Изыскатели выполняли геодезическое обоснование и топографическую съемку для строительства трасс, линий электропередач и связи, бурение глубоких разведывательных скважин и скважин для водоснабжения. Проектировщики разрабатывали документацию на проекты временной и постоянной застройки, на трассы дорог ЛЭП и АЭВ, на теплотрассы, подземные трассы водопровода и канализации.

В июле 1955 года начальником ПИК п/я 9 был назначен опытный проектировщик, лауреат Государственной премии Георгий Николаевич Локтев. А я стал его заместителем по изысканиям и по общим вопросам». 

Заложив основы изыскательской службы в закрытом городе, Никита Павлович Козел еще пятнадцать лет, с 1955 по 1970-й, был правой рукой руководителей проектной организации. В сентябре 1958-го в звании инженер-полковника он вышел в отставку, отдав военной службе 26 лет жизни. И всю свою энергию направил на развитие любимого дела – геологоразведки, топографии и геодезии.
ПИК п/я 9 со временем была преобразована в проектно-изыскательскую контору п/я 45, затем в филиал №1 Государственного института комплексного проектирования (позднее – КО «ВНИПИЭТ», сегодня Красноярский филиал АО «ГСПИ»). А имя ее первого начальника вошло в историю Железногорска.

ФАМИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ 

После выхода на заслуженный отдых Никита Козел переехал в поселок Селятино Московской области, но с Красноярском-26 держал связь долгие годы. Строительство молодого города стало для него делом семейным, ведь родные делили с инженер-майором все тяготы первых лет строительства и внесли свой вклад в развитие Железногорска.

В июле 1950-го вслед за Никитой Павловичем на стройку приехала жена, Александра Георгиевна, и дети – 16-летняя Майя и 13-летний Женя. Первое время Козелы снимали комнату в деревенской избе в селе Есаулово, через полгода перебрались в барак на Майке. А под занавес 1951 года семье главного геодезиста дали квартиру в одном из первых кирпичных домов Соцгорода – рядом со строящимся кинотеатром «Спартак».

Женя и Майя Козелы были в числе первых учеников единственной десятилетки Соцгорода, и через много лет благодаря их воспоминаниям была восстановлена история школы №1.
 
Майя Никитична Иванова (Козел) окончила Новосибирский инженерно-строительный институт, стала инженером по теплоснабжению и вентиляции и, вернувшись в город, много лет работала в филиале №1 ГИКП – Красноярском отделении ВНИПИЭТ.

Выпускник физмата Томского политехнического института Евгений Никитич Козел связал свою жизнь с атомной промышленностью.  После защиты диплома в апреле 1960 года пришел на ГХК и за 29 лет работы на гидрометаллургическом заводе прошел путь от инженера по управлению реактором до заместителя главного инженера ГМЗ. В 1979-м был назначен главным инженером дирекции строящейся Горьковской атомной станции теплоснабжения. С 1987 по 1999 годы работал на Игналинской АЭС в Литве.

Когда Железногорск праздновал полувековой юбилей, Музейно-выставочный центр предложил увековечить память о начале строительства города. В августе 2000 года на перекрестках улиц Советской и Советской Армии и Северной-Комсомольской были установлены мемориальные доски. 

На их открытии присутствовала дочь первопроходца Никиты Козела – Майя Никитична и заслуженные люди Железногорска, которые вершили его историю. Церемония была торжественной и трогательной вдвойне – многие из её участников лично знали человека, давшего старт застройке прекрасного города.

Материал подготовила учёный секретарь Музейно-выставочного центра Железногорска Светлана КОРШУНОВА.

#Музей_Железногорска#железногорск#культураатомныхтерриторий

1. Руководитель Проектно-изыскательской конторы п/я 9 инженер-майор Никита Павлович КОЗЕЛ с женой Александрой Георгиевной и детьми Майей и Евгением, 1955 год.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

2. Наградной лист на представление Н.П.Козела к ордену Красной Звезды от 16 февраля 1943 года
Документ с сайта «Память народа»

3. Выписка из наградного листа на представление Н.П.Козела к ордену Отечественной войны I степени от 17 апреля 1945 года
Документ с сайта «Память народа»

4. Въезд в жилые кварталы Красноярска-26 – перекрёсток улиц Вокзальной и Советской, конец 1950-х годов.
Отсюда в августе 1950 года началась жилая застройка Соцгорода.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

5. Заместитель начальника филиала №1 ГИКП по изысканиям и общим вопросам Никита Павлович КОЗЕЛ, конец 1960-х годов.
Фото из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

6. Почётная грамота Никиты Павловича КОЗЕЛА от городского комитета ВЛКСМ Красноярска-26, 1968 год
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

7. Торжественное открытие мемориальной доски на фасаде дома по улице Комсомольской, 1, откуда в августе 1950 года началась застройка северных кварталов Железногорска.
Выступает первопроходец и летописец города, заместитель директора МВЦ по научно-просветительной работе Сергей Павлович КУЧИН. Август 2000 г.
Фото Игоря МАЧУЛИНА из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

8. Торжественное открытие мемориальной доски на фасаде дома по улице Советской, 2, откуда 14 августа 1950 года началась застройка жилых кварталов Железногорска. Август 2000 г.
Право снять покрывало с доски предоставлено Почётному гражданину Железногорска, директору ГХК Ивану Николаевичу КОКОРИНУ и Герою социалистического труда, начальнику Южно-Уральского управления строительства Минсредмаша СССР Александру Васильевичу ПИЧУГИНУ, который работал изыскателем под началом Н.П. Козела.
Фото Игоря МАЧУЛИНА из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

9. Памятная доска, установленная на фасаде дома №2 по улице Советской в Железногорске.
Изготовлена в СПАО «Сибихимстрой» к 50-летию Железногорска.
Фото сайта «Мемориальные доски Красноярья»

10. Первопроходцы Железногорска на открытии мемориальной доски на фасаде дома по улице Советской, 2, откуда 14 августа 1950 года началась застройка жилых кварталов Железногорска. Август 2000 г.
Фото Игоря МАЧУЛИНА из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат