#культураатомныхтерриторий#затомузей#историяодногопредмета#музей
Ручной горизонтальный ткацкий стан – часто встречающийся атрибут крестьянской избы XIX-XX века – появился в фондах МВЦ в 1990-е годы, после очередной экспедиции железногорских музейщиков по деревням и селам Сухобузимского района Красноярья. Кросна – один из самых интересных предметов этнографии в постоянно действующей экспозиции «Сибирская изба».
Своё имя устройство получило по названию нитяной основы, натянутой на ткацкий стан. Кросном называли не только нить, но и готовые холсты. К станку же стали применять название во множественном числе – кросна или кросны.
Ткацкий станок на Руси был практически в каждом крестьянском хозяйстве. Уметь ткать должны были все женщины и девушки, ведь деревенский текстиль создавался исключительно ручным способом. На станке изготавливали толстое сукно, грубую мешковину и нарядную пестрядь, узорные прошивы и тонкий браный холст. Затем из домотканого полотна шили нижнее и постельное белье, скатерти и полотенца, нарядную и повседневную одежду – рубахи, штаны, кофты, юбки.
Станки для ручного ткачества изготавливались кустарным способом по чертежам или по образу и подобию других кросен. Основу станка составляют две параллельно расположенные деревянные рамы (станины). К ним крепятся два навоя, набилки (набелки) с бёрдом и ниченки с подножками.
Навои – это деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце, которые служат для натягивания нитей основы будущей ткани. Пряжный навой соединяет станины в их передней части. А полотняный располагается в задней части станин. Одним концом основа закрепляется на пряжном навое и наматывается (навивается) на него во всю свою длину. Другим концом закрепляется на полотняном навое, на который по мере изготовления наматывается готовая ткань.
Бёрдо – приспособление в виде частого гребня – используется для прибивания нитей утка и состоит из тонких тростей, в которые пропускают нити основы при заправке стана. Бёрдо вкладывают в набелки – деревянную раму и подвешивают на планку, соединяющую станины в их верхней части.
Работали на кроснах следующим образом. Ткачиха садилась на скамеечку перед навоем, нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой нит шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся зев продевался челнок с уточной нитью. Затем нажималась вторая подножка, происходило движение второго нита, в результате которого происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся зев пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом. При работе на двух ремизках получалась ткань простого полотняного переплетения. Однако стан мог иметь и большее количество ремизок. В этом случае получались узорные ткани. К ткацкому станку полагались различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки и др. Их использование давало новые варианты плетения тканей.
Прежде чем сесть за стан, ткачихе надо было помолиться образу Божьей Матери или святой Параскевы Пятницы. Эти два образа вместе с языческой богиней Мокошью сливались в представлениях русских крестьянок в единый образ покровительницы прядения и ткачества. Работа женщин на ткацком стане осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Это нашло свое отражение в обрядах, проводившихся женщинами в случаях стихийных бедствий: нарушенный порядок можно было восстановить, по мнению крестьян, только в том случае, если за один день всеми женщинами деревни изготовить новину – тонкий холст. При этом необходимо было начинать с самого начала: намять лен, натрепать его, спрясть нитки и соткать. Новина, называвшаяся обыденной, сданная в храм, должна была способствовать, по поверью, уничтожению старого, больного миропорядка и восстановлению молодого, здорового.
Интересно, что в русских деревнях, включая и Сухобузимский район Красноярского края, кросна были в ходу вплоть до 1960-х годов. Фабричной мануфактуры в глубинке практически не было, да и по карману она была далеко не всем. И даже когда необходимость ткать холсты отпала, яркие и пестрые деревенские половички продолжали пользоваться спросом – как в деревне, так и среди городских жителей.
#Музей_Железногорска#железногорск #культураКрасноярья
#культураатомныхтерриторий#затомузей#историяодногопредмета#музей




