Музей Железногорска – один из немногих в России, где можно увидеть макеты искусственных спутников Земли, в том числе и тех, что сегодня успешно работают на орбите. Один из них – «Экспресс-AM5», российский спутник тяжелого класса с большим количеством приёмопередатчиков (транспондеров) и развитой антенной системой на базе платформы «Экспресс-2000» негерметичного исполнения.
Этот космический аппарат позволил создать необходимую инфраструктуру для обеспечения жителей восточных регионов России доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием, включая телевидение высокой четкости. «Экспресс-АМ5» предназначен также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи, широкополосного доступа в интернет, предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных) и для создания сетей связи на основе технологии VSAT на территории Сибири и Дальнего Востока.
«Экспресс-АМ5» создан ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» совместно с ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» и компанией MDA Corporation (Канада) по заказу ФГУП «Космическая связь» в рамках Федеральной космической программы России на период 2006-2015 гг. 15 мая 2009 года ФГУП «Космическая связь» подвело итоги открытого конкурса на проектирование, разработку и изготовление космических аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Победителем было признано ОАО «ИСС».
Изготовление «Экспресса-АМ5» проходило довольно быстро. В 2010 году было завершено предварительное проектирование, в 2011-м изготовлена конструкция модуля полезной нагрузки и отправлена в компанию MDA (Канада) для установки оборудования и ретранслятора. В 2012 году были завершены квалификационные испытания бортового комплекса управления и электрические испытания платформы «Экспресс-2000», созданной для «Экспресс-АМ5».
Первоначально планировалось запустить спутник на орбиту в 2012 году, но поставки модуля полезной нагрузки из Канады задерживалась на несколько месяцев, и на космодром Байконур он был доставлен в ноябре 2013 года. А 26 декабря был осуществлён его запуск ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».
«Экспресс-АМ5» – первый спутник в отечественной практике, созданный с применением электрореактивной двигательной установки, обеспечивающей поэтапное выведение космического аппарата – сначала на переходную, а потом и на рабочую орбиту. Такая схема позволяет наиболее эффективно использовать возможности ракеты-носителя.
В марте 2014 года «Экспресс-АМ5» добрался до своей точки стояния на геостационарной орбите – 140 градусов восточной долготы и после испытаний полезной нагрузки 22 апреля принят в эксплуатацию заказчиком – ФГУП «Космическая связь». Срок эксплуатации спутника составляет 15 лет. В настоящее время он успешно работает на орбите.
#Музей_Железногорска#ИСС #ИсторияОдногоЭкспоната #железногорск #культураатомныхтерриторий #затомузей#историяодногопредмета #музей #Год_науки_и_технологий
Информация и фото из открытых источников:
https://www.iss-reshetnev.ru
https://www.rscc.ru/space/seriya-ekspress-am/ekspress-am5-140-vd/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%90%D0%9C5
1. Макет космического аппарата «Экспресс-АМ5» производства АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» в масштабе 1:10
Из фондов Музейно-выставочного центра Железногорска
2. Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ5»
Рисунок с сайта https://www.iss-reshetnev.ru
3. Подготовка спутника «Экспресс-АМ5» к запуску
Фото Роскосмоса https://www.roscosmos.ru