» » #историяодногоэкспоната ФОТОГРАФИЯ МОТОРНО-БУКСИРНОГО КАТЕРА "МЕТЕЛЬ"

#историяодногоэкспоната ФОТОГРАФИЯ МОТОРНО-БУКСИРНОГО КАТЕРА "МЕТЕЛЬ"

МОТОРНО-БУКСИРНЫЙ КАТЕР «МЕТЕЛЬ» - ЧЕРНО-БЕЛАЯ ФОТОГРАФИЯ 1954 ГОДА.
#историяодногоэкспоната #железногорску70

Водный транспорт на первых этапах строительства п/я 9 (Красноярск-26, ныне - Железногорск) играл одну из ведущих ролей.
Отдел водных перевозок СХС был образован в мае 1951 года на базе «Причал» в Красноярске.
Для его функционирования Енисейское пароходство (через уполномоченного МВД) выделило на нужды строителей несколько судов. Это и были три буксирных катера деревянной постройки, мощностью 90 лошадиных сил — «Пурга», «Метель» и «Вьюга». В народе их тут же метко окрестили «набором ненастной погоды».
«Набор ненастной погоды» предназначался для рейсово-маневровых работ. На подобных судах отопление кубрика и наличие источника для приготовления пищи не предусматривались проектом. Применение примусов также строго запрещалось, разрешено было пользоваться только керогазами.
Основной задачей водного отдела было снабжение воинских частей и лагерей заключенных необходимым продовольствием, а строительство комбината и города —пиломатериалами и круглым лесом. Кроме того, на судах водного отдела осуществлялась перевозка на стройплощадку вольнонаемных рабочих из Шивера и Атаманово.
Овощи доставлялись в поселок Додоново по Енисею на баржах из Минусинского, Шушенского, Краснотуранского, Курагинского и Новоселовского районов. На баржи отгружали свою овощную продукцию прибрежные совхозы Сухобузимского, Большемуртинского и Казачинского районов. Пиломатериалы вывозились из Луговской и Язаевки Большемуртинского района, из Пискуновки и Мамонтово Казачинского района, из Стрелки, Маклаково и Енисейска Енисейского района. И первое время эти работы выполнялись судами для такого рода перевозок не приспособленными.
Сейчас даже трудно представить, что катер деревянной постройки, такой, как «Метель», «Пурга» или «Вьюга», мощностью 90 лошадиных сил, брал на буксир 100-тонную баржу, уходил за 350-400 километров вниз по течению Енисея, грузил там 120-130 кубометров пиломатериала и, используя тиховоды, а иногда, в зависимости от уровня воды в Енисее, используя и протоки, доставлял груз до места назначения. При этом члены экипажа отстаивали вахту по 12 часов в сутки, иногда даже вдоволь не поевши… И все это при том, что средняя скорость у судов «набора ненастной погоды» составляла не более 3-5 километров в час.
Иван Павлович Романенко прибыл на строительство п/я 9 в составе воинской части 66410 и практически случайно попал в водный отдел. Вот как об этом вспоминает он сам:
«...Собрал начальник водного отдела Виктор Гаврилович Лычагин нас, солдатиков, и спросил: «Ребята, хотите на воде работать?». Мы – ему: «Конечно, хотим!». «Ну, тогда три дня под любым предлогом не выходите на работу в шахту. Если вы туда попадете, я вас уже не смогу забрать к себе».
Кто, как мог, тянул время, но многие все равно ушли работать в Гору.
Через три дня приехал начальник водного отдела и сказал оставшимся: «Собирайтесь!». Привезли нас в Додоново, там казарма была… Но меня в казарму не пустили, повели сразу же в контору для проведения инструктажа. Рядом со мною сидела женщина в погонах. А когда инструктаж закончился, мне говорят: «Знакомься, это твой капитан – Галина Николаевна Пьянкова. Теплоход уже подогретый, идёте в верховье Енисея. Ну, я вещмешок за плечи и - вперед…
Взяв на буксир стотонную баржу, мы пошли в Ужур (верховье Енисея) за горным луком, потом – в Новоселово за картошкой. А когда навигация закончилась, меня направили на учебу.
После учебы, весной 1954 года, меня назначили капитаном на «Метель» и отправили в Маклаково за пиломатериалом. Это был мой первый рейс в качестве капитана водного отдела».
Фотография «Метели» была передана Иваном Павловичем Романенко в фонды музея в 2011 году.


Катер "Пурга" из "набора ненастной погоды"

Диплом И.П. Романенко

Капитан И.П. Романенко с сыном

Иван Павлович Романенко рассказывает о себе
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат