Предыстория
В начале 80-х годов 20 века в 26 километрах от деревни Усть-Кан был найден разбившийся военный самолет с останками человека. В экспедиции участвовали жители нашего города, работники НПО ПМ и МСО-51.
В результате большой поисковой работы и судебно-медицинской экспертизы была установлена личность погибшего – старший лейтенант Василий Семёнович Мошкей.
Наиболее хорошо сохранившиеся фрагменты фюзеляжа самолёта хранятся у нас в музее.
Василий Семёнович Мошкей (1916-1944 гг.)
Родился в деревне под Витебском. Приписав себе два года, поступил в Читинскую школу военных летчиков, окончил ее. В начале Великой Отечественной попал на фронт.
Под Москвой летчик-истребитель Мошкей был ранен, получил травму позвоночника. Из-за травмы позвоночника пользовался корсетом.
29 марта 1944 года трагически погиб в Енисейской тайге в районе деревни Усть-Кан при перегоне американского самолета "Аэрокобра Р-39" по трассе "Алсиб" для нужд фронта.
10 сентября 1986 года на главной аллее городского кладбища по решению ГК КПСС и горисполкома Красноярска-26 останки летчика-истребителя В.С.Мошкея были преданы земле.
Американские самолеты над Сибирью
В ноябре 1942 года первые американские самолеты приземлились в аэропорту Красноярска, чтобы потом отправиться на запад. Перегон на фронты боевых машин из США проходил по территории Сибири и Дальнего Востока от Аляски до Красноярска. Эта трасса известна как "Аляска-Сибирь" (сокращенно - "Алсиб)". Мандат на её строительство был выдан лично Сталиным опытнейшему полярному летчику, генерал-майору Василию Молокову.
Для перегона самолетов по ленд-лизу летчики подбирались особенно тщательно. Тем не менее, самолеты часто разбивались, не долетев до места назначения. Только на территории Красноярского края случилось 60 катастроф, в которых погибло не менее 123 человек.
Летчик Василий Семенович Мошкей - один из них