» » #ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей #ИСТОРИЯОДНОГОПРЕДМЕТА

#ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей #ИСТОРИЯОДНОГОПРЕДМЕТА

#ТЕРРИТОРИЯКУЛЬТУРЫРОСАТОМА #ЗАТОмузей #ИСТОРИЯОДНОГОПРЕДМЕТА
Акварель Ю.А. Ширманова «Коломбина» (полное название «В ожидании отправки коломбины на работу»), 1994 год.
На рисунке запечатлен транспорт первопроходцев секретной стройки, создававших объекты Горно-химического комбината, – легендарный грузовик-«полуторка» (ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны). Коломбинами называли машины с крытой брезентом будкой поверх кузова и продольными лавками вдоль бортов. Строители и горняки добирались на них к месту работы, ребятишек из окрестных деревень возили в семилетнюю школу на Майку, а затем в первую десятилетку Соцгорода.
В условиях сибирской тайги, болот и бездорожья коломбина была бедой и выручкой жителей «почтового ящика №9» – неприхотливая, надежная и простая в эксплуатации и ремонте. Артистическое название у «полуторки» осталось со времен Великой Отечественной войны, когда шоферы-фронтовики называли своих «боевых подруг» по имени. 
Автор рисунка – ветеран Горно-химического комбината Юрий Александрович Ширманов, фотограф и художник. Приехав молодым инженером в Горное управление п/я 9/44, он участвовал в горнопроходческих работах по созданию уникального подземного комплекса для размещения атомных реакторов, а затем в монтаже, пуске и эксплуатации реактора АД, пущенного в 1958 году.
«Задачей номер один для нас была скоростная проходка в твердых скальных породах, – пишет он в своих воспоминаниях. – Зимы в начале 1950-х были суровыми, морозы стояли под минус пятьдесят градусов. Ранним утром и поздним вечером на обочине дороги зажигались костры: греясь у огня, мы ожидали коломбины. Все, кто принимал участие в строительстве, прошли суровую военную школу. Одни на огненных фронтах, другие в военном тылу. И как на войне, мы напряженно трудились, без скидок и слабостей. На стройке с нами работало много заключенных, которые говорили нам, молодым инженерам: «Мы-то здесь по Уголовному кодексу, а вот за что вы здесь – не знаем!»
В 1990-е году Юрий Александрович создал серию графических и живописных работ, посвященных началу строительства Красноярска-26-Железногорска и передал их в музей истории города. Акварель «Коломбина» – одно из свидетельств рождения молодого города и его уникальных стратегических производств.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Закрыть
Администрация MIG26
Администрация MIG26
29 сентября 2017

Приветствуем тебя дорогой гость в нашем чате! smile-09

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Наш чат